В чем состоит суть скорочтения. Как повысить скорость чтения без потери качества восприятия информации для экономии своего времени. Почему нельзя измерять скорость чтения в знаках в минуту

Историки отмечают, что любое дело, за которое брался Теодор Рузвельт, он делал с огромным удовольствием. И с этим же удовольствием он читал. Рузвельт прослыл настоящим книжным червем, ведь он с невероятной скоростью буквально проглатывал книги. Его манера чтения полностью соответствует выражению «читать запоем». Президент успевал во время завтрака прочитать целую книгу. Вечером, если Рузвельта не отвлекали деловые встречи, он мог прочитать еще парочку томов. Такой же любовью пользовались газеты и журналы. Всего президент насчитал несколько десятков тысяч книг, которые он осилил за всю свою жизнь. Среди этого списка были сотни книг на других языках.

Не стоит думать, что Теодор Рузвельт обладал сверхспособностями. Единственная способность, которая позволила ему прочитать так много – это развитие скорочтения. Президент мог просмотреть за минуту 2-3 страницы. Причем он запоминал прочитанное, описывал важные моменты и детали, приводил цитаты.

Естественно, что техника скорочтения не прошла для его карьеры даром, она существенно помогла Рузвельту преумножить собственное влияние. Коммуникация с другими людьми легко удавалась ему, ведь президент мог поддержать любую тему. С учеными он мог спокойно обсуждать сложные научные теории, интеллигенция заслушивалась его рассказами о сюжетах произведений Оскара Уайльда, а с ковбоями он с вдохновением дискутировал на тему особенностей природы пустыни. Помимо чтения Теодор Рузвельт издавал свои труды, которых насчитывается около двух тысяч. Причем средства на издание он выделял сам.

Мы предлагаем вам несколько способов, которые помогут развить скорочтение и научиться быстро читать . Если вы хотите так же проглатывать книги, научиться читать как Теодор Рузвельт, то можете немедленно приступать к упражнениям.

  1. Когда дети учатся читать, они вслух произносят каждое слово. С годами эта привычка исчезает, но многие продолжают мысленно проговаривать предложения. Естественно, что темп речи снижается – чтение по скорости не превышает обычную речь. У мысленного проговаривания слов есть свое название – субвокализация. Некоторые люди даже могут шевелить губами во время чтения. От этой привычки достаточно сложно избавиться. Для начала старайтесь отключиться от проговаривания слов, увеличьте темп чтения. Если это не работает, то можно произносить звуки «А-Е-И-О-У», пока читаете. Или считать в уме. Эта методика позволяет научиться читать глазами, а не ртом. Тогда вы сможете существенно повысить скорость чтения.
  2. Многие люди в процессе чтения возвращаются назад, прочитывают слова по нескольку раз. Посмотрите, нет ли у вас такой особенности. Вы можете не осознавать этого, но постоянно в предложении возвращаетесь на 2-3 слова назад. У людей, которые обладают такой привычкой, в процессе чтения активно бегают глаза. Это значит, что они заново перечитывают одну и ту же строчку. Избавиться от этого поможет карандаш или палец. Просто водите по строчкам. Еще один нюанс – нужно водить быстрее, чем вы читаете. Это поможет избежать повторного прочтения, возвращения к предыдущим словам и предложениям.
  3. Техника скорочтения заключается в том, чтобы сразу прочитывать несколько слов, а не переходить от одного к другому. За это отвечает периферическое зрение. Ваш мозг в состоянии прочитать сразу несколько слов, не стоит его в этом ограничивать. Чтобы натренировать периферическое зрение необходимо выполнять специальное упражнение. Начертите две вертикальные параллельные линии в середине страницы. Расстояние между линиями должно быть около 7-8 см. Смотрите строго в область между линиями. Ваши глаза не должны двигаться за пределы этих границ. Но периферическое зрение способно захватить текст, расположенный за линиями. Если вы обладаете этим умением, то и темп чтения существенно возрастет. В тренировке скорочтения вам могут помочь газеты. Верстка газет включает колонки, ширина которых составляет около 5 см. С помощью газеты вы легко научитесь воспринимать текст блоками. Нужно стараться читать не каждое слово, а целую строчку. Если вы сможете овладеть этим навыком, то будете читать газетные новости за считанные секунды.
  4. Используйте веб-приложения. Сегодня существует довольно много бесплатных приложений, которые помогают тренировать глаза и научиться скорочтению. Они позволяются избавиться от привычки возвращаться к прочитанному, тренируют мозг воспринимать несколько слов целиком. Хорошее приложение – Spreeder. Пользователю нужно выбрать текст для чтения и загрузить его в приложение. Программа будет показывать по одному слову из этого отрывка. Скорость появления слов и их количество можно задать самостоятельно. Spreeder легко поможет вам избавиться от субвокализации и от привычки перечитывать слова.
  5. Человеческий мозг способен воспринимать информацию, даже если вы читаете в обратном порядке. Данная особенность используется для чтения «по диагонали». Эта техника скорочтения позволяет увеличить темп, но сохранить в голове всю информацию. Первую строчку текста нужно читать как обычно, а вторую уже просмотреть по диагонали к началу третьей. И так весь текст. При этом нельзя проговаривать слова, субвокализация здесь исключена. Обратите внимание, что при таком чтении информация будет запоминаться так же хорошо, как и при простом чтении. Эта удивительная особенность мозга позволяет проще справиться с многостраничными томами.
  6. В каждой статье, книге или тексте есть моменты, которые требуют повышенного внимания, а есть вещи, которые можно просто бегло просмотреть. Это знал и Рузвельт. Например, он писал своему сыну Кермиту, что романы Диккенса – это смесь второразрядных мелочей с действительно стоящими мыслями. Рузвельт меньше внимания уделял тому, что не считал важным, зато внимательно вчитывался в поистине серьезные мысли и описания. Эта методика может быть использована не только при прочтении Диккенса. Канцеляризмы и служебные слова можно пропустить, суть текста будет ясна и без них. Такая техника чтения сократит время на ознакомление с документом, но смысл при этом не потеряется.

Ориентация на ключевые слова

Перед началом чтения стоит просмотреть оглавление. Тогда вы сразу будете знать, о чем идет речь в каждой из глав. Это поможет вам лучше ориентироваться в прочитанном тексте. Мозг будет осознавать, на какие ключевые слова необходимо обратить внимание, поэтому чтение пройдет быстрее.

Мы ежедневно сталкиваемся с многобуквенными изданиями, документами и книгами, которые необходимо прочитать быстро и понять их суть. Но есть настоящие шедевры мира литературы, где не только смысл, но и построение предложений, лексика и средства художественной выразительности представляют собой произведение искусства. Такие книги нужно читать вдумчиво, смаковать каждое слово. Ведь именно от подобной литературы можно получить истинное удовольствие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В интернете написано большое количество статей, в которых говорится, что скорочтение – обман. Много людей хочет научиться читать быстрее и часть из них – обманутые, оставляют сию затею. После нашей статьи у Вас не останется сомнений в данном навыке.

На какие виды подразделяется скорочтение?

Скоростное чтение не везде уместно, и я объясню на простых примерах. Если сравнивать с приемом пищи, то читая быстрее – сокращается время приема пищи, что не совсем полезно, правда?

Чтение художественной литературы не должно быть «неполноценным», например, дегустировать не нужно торопясь, а медленно, внимательно и наслаждаясь процессом, если вы не учитесь на филологическом факультете, где нужно прочитать гору книг.

Навык скорочтения будет полезен в деловых и учебных целях. В данной статье глагол «чтение» употребляется в отношении деловой литературы, новостных текстов, учебного материала. Нормальная скорость чтения для человека (усредненный результат) – 800 знаков за минуту, конечно, с учетом высокого процента запоминания.

Нормальная скорость чтения художественной литературы при развитом скорочтении 700-1000 слов в минуту. Достичь такой скорости можно за 1-2 месяца. Книги читаются быстрее, а смысл зачастую понимается еще лучше. С таким навыком можно за 10-15 минут прочитать то, что без скорочтения читается целый час.

Сцены и сюжеты переживаются быстрее, ярче и с более глубоким погружением. С практикой перестают замечаться слова и книга транслируется в мозг подобно фильму, где все представляется так как нравится читателю. Пока читаете книгу на скорости 700-1000 слов в минуту время в реальном мире словно замедляется.

Скорочтение в деловых целях делится на 3 вида:

    Аналитическое - наиболее трудное из представленных. Для этого вида существуют свои принципы и подходы. Структура усвоения для подобной информации не готова, поэтому использовать и классифицировать ее не получится. Чтение является самым медленным из всех, потому что информацию потребуется обработать. Типичная скорость для данного вида – 3000 знаков в минуту.

    Ознакомительное - более легкое чтение. Структура знаний уже готова в нашем мозге, а нам остается ее только дополнять свежими понятиями и фактами. К такому чтению относятся новостные тексты и различные истории. В отличие от предыдущего, скорость этого вида чтения быстрее примерно в 1,5 раза. Типичная скорость для данного вида – 4800 знаков в минуту.

    Поисковое - самое скоростное чтение. Цель чтения – найти определенную информацию в тексте. Отличный способ освежить собственные знания. В отличие от первого вида, имеет скорость, превышающую примерно в 4 раза. Типичная скорость для данного вида – 14000 знаков в минуту.

Исходя из представленной информации, каждый определит для себя нужный вид чтения. И снова найдутся люди, которые буду утверждать, что скорочтение – чушь полная, но они сами либо не владеют, либо не смогли овладеть. К примеру: «Я не читал произведения Горького, потому что он плохой автор».

Как полюбить скорочтение

Человека, утверждающего, что чтение медленное – намного лучше, чем скорочтение, потому что лучше, эффективнее и запоминается больше, можно сравнить с пятилетним ребенком, который будет говорить то же самое про чтение по слогам.

Скорочтение не дает пользы, если отсутствует понимание текста или присутствует, но на низком уровне. Действительно, а в чем тогда смысл? Цель скорочтения – развить максимальную скорость чтения у человека, при высоком проценте понимания прочитанного. Вот поэтому, сказанное в предыдущем абзаце про медленное чтение – глупо.

Вопросы, помогающие понять прочитанное

Как понять? Важный навык, который пригодится для чтения и развития в этом направлении – правильно заданные вопросы. Они будут служить опорными моментами, местами за которые можно зацепиться.

Что я хочу узнать в процессе прочтения? Что я хочу делать после того как ее прочитаю? Чему я смогу научиться? Чем это будет мне полезно?

Тренировка памяти

Скорость чтения не влияет на качество запоминания. Как написано выше, цель скорочтения – развить максимальную скорость чтения у человека, при высоком проценте понимания прочитанного. Но если задавать Вам вопрос о содержании последней прочитанной книги делового характера, сколько вы вспомните из нее материала?

Упражняйте свою памятью, развивайте ее, даже если не хотите осваивать навык скорочтения. Прочная память всегда пригодится, чем бы человек не занимался.

Воспользуйтесь хорошим упражнением: сформулируйте основную мысль поступившей информации за полминуты. Возьмите этот метод в привычку.

Запишитесь на курс Супер-память за 30 дней, чтобы научиться быстро запоминать прочитанные тексты услышанную информацию, увиденные изображения, лица и так далее

Концентрация

Как правило, у человека, который владеет большим количеством информации – замедляется чтение и ухудшается запоминание. Происходит это из-за постоянно мешающихся посторонних мыслей. Поэтому навык концентрации станет полезен, ведь с помощью него, будут подавляться ненужные, отвлекающие мысли. И таким образом увеличиться объем для новых знаний.

Внимание подвергается рассеиванию из-за негативных чувств, таких как тревога и скука. Поборите эти чувства, чтобы улучшить свою концентрацию.

В курсе Скорочтение за 30 дней есть упражнения на развитие концентрации и внутреннего диалога. Сам подход к развитию скорочтения в этом курсе направлен на укрепление концентрации, а ключевые способы ускорения скорочтения помогут сконцентрироваться еще легче.

Находите применение полученной информации

Большинство людей поглощают информацию с различных источников: книг, новостей, научных статей и многих других, но не используют, не реализуют себе во благо. В сравнение можно привести человека, употребляющего в пищу все подряд, такой человек в будущем будет страдать от ожирения, если не найдет применение энергии, которую он получает.

Поэтому полученную «энергию» или информационный потенциал нужно реализовывать. Как это сделать?

    Если информация не становится знанием – она бесполезна, а становится знанием тогда, когда задаются грамотно вопросы.

    Если полученное знание не становится действием – оно бесполезно, а знание порождает цель.

    Если действие не приносит плодов – оно бессмысленно. Все зависит от Вас и вашей самодисциплины.

Вам требуется определенная информация для воплощения ее в действие, чтобы получить результат. Тут и поможет навык скорочтения, с помощью которого сможете усвоить нужную информацию в разы быстрее, а если забудете – быстро восстановите.

Запишитесь на курс Скорочтение за 30 дней, чтобы увеличить скорость чтения в 2-3 раза за первый месяц тренировок. За 3 месяца тренировок скорость чтения увеличится в 6-9 раз.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 10 минут

А А

Каждый из нас читает по-своему. Кто-то не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя. Кто-то запоем, ненасытно, практически «глотая» книжки и постоянно обновляя свою библиотеку. Скорость чтения человека определяется многими факторами — от активности психических процессов и характера до особенностей мышления.

Но не все знают, что эту скорость вполне можно повысить в 2-3 раза.

Мы расскажем — как это сделать.

Как определить начальную скорость чтения – тест

Чаще всего для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:

Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) разделить на T (кол-во минут, потраченных на чтение) и умножить на K (коэффициент понимания, то есть, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).

Время чтения, конечно, замеряется с помощью секундомера.

А что касается осмысленности чтения, этот коэффициент определяется через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту. При всех 10-ти правильных ответах К равен 1, при 8 правильных ответах К=0, и пр.

Например , на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В этом случае, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:

V = (3000: 4)х0,6 = 450 зн/мин. Или около 75 слов/мин., учитывая, что среднее кол-во букв в слове равно 6-ти.

Нормативы скорости:

  1. Менее 900 зн/мин : низкая скорость.
  2. 1500 зн/мин: средняя скорость.
  3. 3300 зн/мин: высокая скорость.
  4. Более 3300 зн/мин: очень высокая.

Согласно исследованиям, самая высокая скорость, позволяющая полноценно усвоить текст — 6000 зн/мин.

Более высокая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.

Как еще проще проверить свою скорость «книгоглотания»?

Обойдемся без формул! Копируем текст любой выбранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали! Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обычном режиме.

Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем показатели:

  • Менее 200 сл/мин: низкая скорость. Скорее всего, вы сопровождаете чтение мысленным проговариванием каждого слова. И вы, наверное, даже не замечаете, как движутся ваши губы. Страшного в этом ничего нет. За исключением того, что вы тратите на чтение немало времени.
  • 200-300 сл/мин: средняя скорость.
  • 300-450 сл/мин: высокая скорость. Вы читаете быстро (и, вероятно, много), не проговаривая мысленно слова, и даже успевая обдумать прочитанное. Отличный результат.
  • Более 450-ти сл/мин: ваш показатель «отрегулирован». То есть, при чтении вы сознательно (а может бессознательно) применяете техники либо приемы для увеличения скорости чтения.

Подготовка к упражнениям для увеличения скорости чтения – что понадобится?

Улучшив свою скорость чтения с помощью определенных методик, вы не только повысите эффективность чтения, но и улучшите свои показатели памяти.

А прежде чем перейти непосредственно к изучению техники, следует максимально тщательно подготовиться к упражнениям.

  1. Подготовьте ручку, секундомер и любую книжку с кол-вом страниц более 200-т.
  2. Позаботьтесь, чтобы вас не отвлекали в течение 20 минут тренировки.
  3. Позаботьтесь о держателях для книги .

7 упражнений для увеличения скорости чтения

Человеческой жизни не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?

Вниманию всех книгоглотателей, которым не хватает времени в сутках — лучшие упражнения для совершенствования техники чтения!

Метод 1-й. Руки — ваши помощники!

Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.

Как и почему?

Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.

  1. Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
  2. Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.

Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение

Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.

Что она собой представляет, и как тренироваться?

Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.

Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).

Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.

Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.

Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации

Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.

Почему она мешает чтению?

Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.

Как перестать проговаривать про себя слова?

Для этого в процессе чтения…

  • Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
  • Прижимаем язык к небу.
  • Прикладываем к губам палец свободной руки.
  • Считаем про себя от 0 до 10.
  • Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
  • Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.

Метод 4-й. Назад пути нет!

Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк увеличивают время прочтения текста на 30 процентов.

Это может происходить невольно, автоматически — например, если вас отвлек посторонний звук, и вы не успели усвоить несколько слов. Или же для повторного чтения слишком информативной фразы, которую вы не поняли (или не успели понять из-за высокой скорости чтения).

Как отучиться от регрессий?

  • Пользуйтесь карточкой, закрывая доступ к прочитанному материалу.
  • Используйте соответствующие программы в Сети (например, Best Reader).
  • Используйте палец-указку.
  • Тренируйте силу воли и чаще вспоминайте о том, что ниже по тексту вы, скорее всего, восполните все информационные пробелы, допущенные вами ранее.

Метод 5-й. Концентрируемся

Понятно, что при высоких скоростях качество усвоения материала заметно снижается. Но, во-первых, это лишь на первых порах, пока вы не освоили технику скорочтения, а во-вторых, можно и на первых порах набирать скорость, не теряя качества чтения.

В этом помогут специальные упражнения:

  1. Разноцветными фломастерами напишите на листке в хаотичном порядке названия цветов. Слово «красный» напишите желтым цветом, «зеленый» — черным, и т.д. Уберите лист в стол на денек. Потом достаньте и, останавливая палец на том или ином слове, быстро называйте цвет чернил.
  2. Берем лист и бумагу. Сосредотачиваемся на каком-либо предмете. Например, на том фикусе в горшке. И не отвлекаемся на посторонние мысли хотя бы в течение 3-4 минут. То есть, думаем только об этом фикусе! Если посторонняя мысль все-таки закралась — ставим «зарубку» на листе и снова сосредотачиваемся на фикусе. Тренируемся до тех пор, пока у вас не останется чистый лист после упражнения.
  3. Считаем, читая. Как? Просто. Во время чтения считаем каждое слово в тексте. Конечно, только мысленно и без различных «помогалочек» в виде постукивания ногой, загибания пальцев и пр. На упражнение — 3-4 минуты. Закончив его, обязательно проверьте себя — просто посчитайте слова, не пытаясь их прочесть.

Тренируйтесь до тех пор, пока не сравняется количество слов, полученное в процессе чтения и имеющееся на самом деле.

Метод 6-й. Учимся распознавать «ключевые» слова и отметать лишние

Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.

Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.

Основное внимание — на ключевые слова , несущие основную информативную нагрузку.

Метод 7-й. Определяем темы абзацев

Как тренироваться?

Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.

И еще пара советов «на посошок»:

  • Сократите длительность остановки на каждой строчке.
  • Тренируйте навыки по отдельности. Не пытайтесь охватить все техники сразу.
  • Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.

Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или надо тренироваться ещё?

Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.

Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.

Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.

Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.

Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.

Тренируйтесь на разных видах текста:

  • На разорванных и вращающихся текстах.
  • На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
  • На чтении снизу и вверх и задом наперед.
  • На деконцентрации и расширении угла зрения.
  • На чтении сначала второго слова, потом первого. Далее четвертого, потом третьего.
  • На чтении «по диагонали». Этой техникой могут владеть только самые упорные.
  • На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
  • На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении данной границы на глаз.
  • На чтении «зашумленных» текстов. То есть, текстов, которые сложно прочесть по причине наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и пр.
  • На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
  • На чтении «через слово». То есть, перескакивая через одно слово.
  • На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. Например, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла скрыть пирамида, следует перечитать текст и выяснить — правильно ли вы поняли смысл.
  • На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Остальные слова (справа и слева) считываем боковым зрением.

Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.

Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Но это — уже совсем другая история…

Использовали ли вы упражнения для повышения скорости чтения? Пригодилось ли умение читать быстро в дальнейшей жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.