Дополнительные варианты раскладки поля для колонизаторов. Настольная игра колонизаторы. Создание игрового поля

Как вы помните, совсем недавно бессмертной настольной классикой №1 я признал игру . Эту настолку я заигрываю в последнее время, чтобы получить ценный скилл крутого игрока=) Пока немного расстраивает то, что очень многое при финальном подсчете решают миплы, лежащие на поле… Но сегодня я не буду рассказывать снова о Каркассоне , а лучше поговорю о другой игре, которую часто упоминают в связке с ним, а именно о Колонизаторах .

Да-да, очень часто, когда спрашивают, с чего лучше всего начать играть в настольные игры, отвечают, что лучше Каркассона и Колонизаторов ничего нету (ну, практически ничего). О первой игре я уже рассказал, поэтому давайте пристально рассмотрим вторую Великую игру.

Немного истории

Настольная игра The Settlers of Catan (или Колонизаторы , как назвали игру в России) появилась в далеком 1995-ом году. Придумал ее немецкий дантист Клаус Тойбер . Колонизаторы — не первая игра Тойбера, но именно она принесла автору мировую известность. Игра собрала много настольных наград и была продана по миру в количестве более 22 миллионов копий. Я просто не могу себе представить эту дикую цифру!

Колонизаторы уникальны прежде всего тем, что они связаны с мировым распространением термина «немецкая настольная игра» или попросту «еврогейм». Не обязательно эти игры придуманы немцами, но они отличаются от других игр экономической моделью с управлением ресурсами, тематичностью, социальной функцией, невысокой ролью случайности, отсутствием выбывания игроков из игры и зачастую языконезависимостью. Безусловно, нельзя сказать, что Колонизаторы явились прародителем жанра немецких настолок, но именно эта игра сделала еврогеймы популярными по всему миру.

Поэтому из-за всех этих фактов Колонизаторы можно смело считать мастодонтом из мира настольных игр.

Колонизаторы от Hobby World

В России игра вышла в 2002 году. Тогда ею занималось издательство Хобби-игры , которое быстро поменяло название на Smart , а немного позже, после слияния с издательства Мир фэнтези , стало называется Hobby World . Так что можно сказать, что Колонизаторы (как и Каркассон ) являются визитной карточкой издательства HW.

Кстати, с названием игры не так давно возникли некоторые заморочки. В мире игра называется The Settlers of Catan (или сокращенно Catan ), в России название перевели как Колонизаторы . Но недавно головным издательством, которому принадлежит игра, было принято решение, чтобы на всех языках игра называлась одинаково — Catan . Поэтому на моей локализованной коробке написано именно так. И так будет и впредь, хотя на коробках старых российских изданий вы увидите другое название. Для меня нет никакой разницы, как называть игру. Я ее называю и Колонизаторы, и Катан, и даже иногда Сатан, как любит выражаться один мой знакомый. В этом обзоре я буду использовать и то, и другое название.

В моей коллекции Catan является обновленной (самой последней) версией игры с новыми артами. Выглядит игра ярко, свежо и современно. Лично я считаю картинку с коробки игры одной из лучших и запоминающихся картинок настольных игр.

Открыв коробку, вы найдете пачку картонных листов, из которых нужно выдавить жетоны полей, рамки моря, памятки и номерные жетоны. Под листами вы найдете колоду карт, 2 пакетика с пластмассовыми фигурками и кубиками, а также 2 книги правил.

Раньше я играл только в оригинальную немецкую версию, изданную издательством Kosmos , которая отличается от российской версии наличием удобного органайзера и подставки для карточек. К сожалению, всего этого добра в российской версии нету, поэтому теперь у меня подготовка к игре проходит чуть дольше, чем я привык.

По качеству игры особых нареканий у меня нету. Единственное, мне показалось, что то ли морская рамка маловата, то ли гексы великоваты, но собирается поле очень-очень впритык. Если бы можно было чуть-чуть бы уменьшить размер гексов,то было бы круто.

Заселяем необитаемый остров

Завязка игры заключается в том, что мы попадаем на необитаемый остров Катан, на котором нам предстоит осваивать территорию, добывать сырье, прокладывать дороги, возводить города, бороться с разбойниками и вести торговлю.

Основное «действующее лицо» игры — большое игровое поле, которое собирается из гексов земель и морских рамочек. Сам остров Катан разбит на 19 кусочков, каждый из которых представляет собой некий ландшафт — пастбище, лес, пашня, холм, горы. В центре острова находится небольшая пустыня.

В каждой новой игре поле будет формироваться случайным образом, что повышает реиграбельность игры.

На каждый гекс во время подготовки игры помещается жетон с цифрой, который нужен для того, чтобы игроки могли получать ресурсы с земель.

Каждый игрок начинает игру с двумя поселениями и двумя дорогами. Фигурки поселений кладутся на вершинах гексов, а дороги — на гранях. Каждое поселение приносит 1 победное очко. Чтобы победить в игре, достаточно набрать 10 ПО. Как их набрать? Сейчас расскажу.

Основное занятие в игре — это строительство. Игроки строят дороги, поселения и города. Дороги не приносят очков, но, построив самую длинную дорогу, можно получить 2 ПО. Поселения, как я уже отметил, дают 1 ПО. Города — 2 ПО.

Чтобы что-то построить, нужно потратить ресурсы. Добываются ресурсы очень просто — в начале своего хода игрок бросает 2 кубика, чем определяет, какие гексы сработают и принесут доход (их номер совпадает с числом, выпавшем на кубиках). Все игроки, чьи поселения или города граничат с активированными гексами, получают по одному (если сработало поселение) или по два (если сработал город) ресурса. Лес дает древесину, пастбища — шерсть, пашни — зерно, холмы — глину, горы — руду. Когда игрок должен получить ресурс, он просто берет карточку с соответствующим ресурсом себе в руку. Стоит отметить, что игроки не видят, какие именно ресурсы находятся у их соперников.

Если во время броска кубиков у вас выпадает цифра 7, то это значит, что вы активировали разбойников (цифры 7 на гексах ландшафта нету). Разбойники заставляют всех игроков, у которых на руке больше семи карт, сбросить половину карт в резерв. Далее активный игрок переставляет фигурку разбойников на любой гекс, после чего игрок может вытянуть одну карту сырья из руки другого игрока, чье поселение или город граничит с гексом. на котором стоят разбойники. Если потом срабатывает гекс, на котором стоят разбойники, то он не приносит ресурсы никому из игроков.

Фаза получения ресурсов называется фазой сбора сырья. Следующая фаза — это торговля.

Порою игрокам не хватает каких-то определенных ресурсов, но есть излишек другого ресурса. Для таких ситуаций отлично подходит возможность торговаться. Производить торги можно либо с резервом. либо с игроками. Торг с резервом прост — любой ресурс можно получить, сбросив 4 карточки другого ресурса (но только одного!). Если построить поселения в гавани, то можно получить доступ к более выгодному курсу обмена (3:1 или даже 2:1). Но интереснее всего торговаться с другими игроками. Обмен может производить только активный игрок, другие игроки не могут торговаться друг с другом. Активный игрок заявляет, что он готов обменять одно и хочет другое. Например, меняю овец на древесину. Игроки сами договариваются друг с другом, по какому курсу они готовы сделать обмен (1:1, 2:1, 3:1 и т.д.).

После торгов игрок переходит к третьей фазе — фазе строительства.

Например, построить можно дорогу (глина+древесина). Дорога прокладывается на путях между гексами. Дорога должна примыкать к вашей другой дороге или к вашему поселению или городу. Прокладывать дороги от чужих построек нельзя. Когда игрок выкладывает пятую дорогу в одной цепочке, он может взять особую карту, которая приносит 2 победных очка. Эту карту может забрать другой игрок только в том случае, если он построит цепочку из 6 дорог. Далее из 7, 8, 9 и т.д.

Поселение стоит древесина+глина+шерсть+зерно. Строить его можно на перекрестке, к которому примыкает дорога игрока, с условием, что на соседних перекрестках нет любых поселений или городов.

Поселение можно перестроить в город. Для этого нужно заплатить 3 руды и 2 зерна. Вместо любой фигурки поселения кладется фигурка города. Город приносит 2 ПО и в случае срабатывания гекса дает 2 ресурса.

Также игрок может в фазу строительства приобрести карту развития, которая стоит руда+шерсть+зерно. Карты развития — единственные карты, которые лежат лицом вниз. В этих картах могут попасться рыцари (перемещают фигурки разбойника на поле и приносят 2 ПО, если у игрока будет больше рыцарей, чем у других игроков, начиная от 3), прорывы (карты со специальными условиями) и победные очки (их можно держать закрытыми, чтобы соперники не знали, на сколько вы близки к победе).

Как только игрок набирает 10 и более победных очков, он объявляется победителем.

Настолько ли классика хороша?

Много лет назад ко всему старому я относился достаточно плохо. Старая музыка не вызывала эмоций, фильмы казались смешными, а единственное, что для меня не устаревало — это художественное искусство. А потом как-то я послушал альбом группы The Smiths , который был записан в 1984 году, и понял, как я был неправ, ибо этот альбом, как и музыка, оказался вечным. Так я пришел к выводу, что старое — это не значит плохое.

Как относиться к играм, которые вышли давным-давно, а на дворе уже 21-ый век и новые игры одна другой краше? Безусловно, можно сколь угодно долго любоваться и нахваливать условный Scythe , но при этом стоит отметить, что старенький Catan всячески старается не отставать от современных игр. Возьмите хотя бы внешний вид игры. Чудесная коробка, хорошие компоненты, яркое поле — я бы никогда не сказал, что Катану уже 22 года. Дизайнеры-оформители прилагают все усилия к тому, чтобы Катан не отставал от современных красивых настолок, и последний редизайн пошел сильно игре на пользу. Когда я распаковывал настолку, у меня даже мыслей в голове не было, что игра старая.

На мой взгляд, у Катана есть 1 вещь, которая выдает в нем возраст. Фишка многих игр из 90-х и частично 00-х годов заключается в высокой роли случайности. В то время просчитываемость не являлась преимуществом игры. Именно поэтому в старых играх часто можно встретить кубики и случайно приходящие в руку карты или тайлы, на которых построен основной геймплей. Это сейчас модно ругать игру за рандом, потому что победа из-за банального везения не считается достойной победой. А раньше в этом как раз и был кайф, что все игроки равны перед фортуной. Вы, конечно, частично просчитываете свои действия и надеетесь, что ваши планы осуществляться, но это случится только при определенном стечении обстоятельств. В Катане, чтобы получить ресурсы, игроки бросают кубики. Именно шестигранники вам скажут, получите вы ресурсы или нет. Если получите — сможете торговаться и заниматься строительством. Если не получите — ничего не сможете сделать и будете ждать, когда наконец-то вам повезет с числами. В современных настольных играх от такого стараются избавлятся на ранних стадиях разработки игры. Даже если игроку не повезло с кубиками, у него должна быть возможность что-то сделать полезное в свой ход. В Катане же в свой ход все игроки, кроме вас, могут получить ресурсы, а вам придется грустно пасовать и передавать ход другому игроку.

Но не зря же Колонизаторы называют гейтвеем. Если кому-то не понятен этот термин, то я поясню, что гейтвей (gateway) — это игра, с которой хорошо начинать знакомиться с настольными играми. На мой взгляд Катан прекрасно подходит для знакомства с настолками. Почему? Именно по той же причине высокой роли случайности. Для новичка очень плохо, когда он, не зная всех тонкостей игры, не может выполнять максимально эффективные действия, из-за чего ему приходится играть роль отстающего. Новичку в Катане достаточно знать, что начальная расстановка на поле очень важна для получения максимальной прибыли. Самые часто выпадающие цифры на кубиках — это цифры 6 и 8. Они даже отмечены красным цветом, чтобы игроки обратили внимания на гексы именно с этими цифрами. Задача игрока — выгодно расставиться на старте и потом строить дороги и поселения так, чтобы получить доступ к новым «вкусным» гексам. Согласитесь, это понятная и несложная стратегия для новичка. Если игрок правильно займет места, все остальное за него сделает фортуна.

Что нужно сделать в этой игре для получения максимального комфорта? На стадии подготовки игры поставить свои поселения на стыке 3-х земель. И желательно, чтобы хотя бы один гекс был с 6-кой или 8-кой. Также нужно постараться получить доступ ко всем пяти ресурсам или к такому ресурсу, которого будет не хватать в игре (например, к ресурсу имеет доступ только один игрок из четырех).

Но даже если по теории вероятности 6 и 8 выпадают на двух кубиках чаще, иногда так получается, что за всю игру эти цифры выпадают реже всего=) Так что не стоит считать, что королем будет тот, кто займет места возле «козырных» гексов.

По причине высокой случайности из-за кубиков в Катан могут играть люди любых возрастов и любой подготовки. Дети, взрослые, бабушки/дедушки — кто угодно. В игре очень мало текста. Даже если он есть на карте, то даже не читая, что там написано, можно догадаться, что дает карта. Клаус Тойбер постарался сделать игру максимально понятной.

Хорошо, мы разобрались с тем, что выявляет в Катане его возраст. Но мне хочется акцентировать внимание на одном очень интересном моменте, который есть в этой игре и который сделал ее по-настоящему уникальной для своего времени. Это ее социальность. А именно торговля. Клаус Тойбер в своей игре позволил игрокам не слепо следовать написанным правилам, а создавать свои правила и предлагать свои условия. У вас много зерна? Да, вы можете его продать банку, но вы можете предложить зерно другим игрокам. И это такая игра в игре, потому что игроки вдруг отвлекаются от гексов на поле и начинают вести полемику о торгах. Для игры 95-го года это был большой шаг вперед, потому что игра приобрела социальный оттенок. Игроки не просто машинально берут ресурсы из стопок и меняют их на фигурки, которые потом расставляют на поле, а они общаются, спорят, торгуются, шутят. Сейчас вы покупаете 1 шерсть за 3 глины, а потом меняете 1 глину на 2 древесины. И это не прописано в правилах! Вы — хозяева своей игры.

В Колонизаторы трудно играть с теми, кто любит просчет. Эта игра может жестоко обходиться с вами на протяжении нескольких раундов, в течение которых вы ничего путного не можете сделать. Поэтому я всегда, когда играю в эту игру, стараюсь просто отдохнуть и получить удовольствия от ярких красок игры и бросания кубиков.

Мне в игре нравятся следующие моменты:

  • непредсказуемость хода и полное погружение в игру. До того, как кто-то бросит кубики, никто не знает, получишь ты что-нибудь или нет. Это здорово, что даже в чужие ходы тебе есть чем заняться. Тебе некогда ковыряться в телефоне, пока ходит другой игрок, так как кубики могут принести вам сырье, после чего вы можете выгодно их обменять на что-то другое, более полезное. Все, что происходит в игре, каким-то боком касается любого игрока. Будь то получение ресурсов, нападение разбойников, торговля или потеря карты дороги;
  • нападение разбойников. Держать на руках много карт очень опасно, потому что в любой момент ты можешь лишиться половины ресурсов, которые можно было потратить на что-то ценное. Игра подталкивает игроков к тому, чтобы они тратили сырье как можно чаще. К тому же выпадение цифры 7 — это всегда весело. Приятно смотреть на то, как у соперника вместо 14 карт остается только 7. Так тебе и надо, жадина!
  • простой геймплей. В игре можно потратить ресурсы всего на 4 вещи — дороги, поселения, города и карты развития. Тебе не нужно следить за дополнительными 10-ю параметрами, чтобы поддерживать экономический баланс своей системы. Строительство в Колонизаторах простое, но оно работает на все 100%;
  • торговля с другими игроками всегда интересна и непредсказуема. Конечно, обмен не всегда случается, но торговаться очень приятно;
  • отсутствие игровой валюты, которая бы усложнила игровой процесс. Даже странно слышать, что в экономической игре нет денег, но это к лучшему. Правда;
  • практически любое строительство нового элемента на игровом поле приводит к получению победных очков. Вы стартуете с двумя очками в кармане, и все остальные действия будут только увеличивать их количество. Уменьшить их просто невозможно. Только вперед!
  • за карты рыцарей и дороги всегда идет ожесточенная борьба между игроками. Даже если вы изначально не намеревались строить самую длинную дорогу, вам все равно придется обратить на нее внимание, т.к. дополнительные 2 очка — это довольно серьезное преимущество в игре;
  • со временем игра не становится блеклой. Она яркая, сочная и внешне привлекательная. Отличное оформление — это однозначный плюс игры.

Раз уж рассказал о плюсах, то стоит упомянуть и о минусах. Честно говоря, я не могу сказать, что у Колонизаторов есть ярко выраженные минусы, за что я готов ее поругать. Но неоднозначные моменты есть 100%. Для кого-то это серьезные недостатки, для кого-то мелочи:

  • высокая роль случайности и невозможность затормозить лидера. Да, в этой игре можно долго сидеть без ресурсов, а это значит, что вы ничего не сможете построить и не продвинетесь ближе к победе. Чаще всего это бывает из-за плохой расстановки стартовых поселений. Но бывает, что и кубики не хотят радовать вас своими цифрами. Если соперники выстроят по 2-3 дополнительных поселения и заимеют парочку городов, в то время, как вы даже дороги толком проложить не можете, то игру, скорее всего, вы уже слили. Догнать лидеров можно только в том случае, если вам вдруг начали переть ресурсы, а соперники наоборот начнут испытывать дефицит оных;
  • трудно понять, кто лидирует. Вроде с одной стороны очки можно посчитать по поселениям, городам и карточкам дороги и рыцарей. Но есть еще карточки развития, в которых тоже могут прятаться победные очки. И эти карточки всегда скрыты от чужих глаз. Поэтому сложно сказать, кто находится в шаге от победы, кто в двух шагах, а кто в трех. Обычно конец игры начинает наклевываться тогда, когда кто-то из игроков начинает часто пересчитывать свои поселения и города. Иногда так бывает, что вы играете себе спокойно, пытаетесь через 3 хода достроить города и выиграть, и вдруг кто-то из игроков выкладывает на стол 3-4 карты развития с победными очками и неожиданно завершает игру;
  • ближе к концу игры торговля между игроками затихает. Кто захочет меняться с другим игроком, если тот скорее всего скоро выиграет? Правильно, никто. Это в начале игры хочется самому побыстрее что-нибудь построить, поэтому и меняешь активно овец на зерно, а глину на камень. А ближе к концу игры начинаешь задумываться, стоит ли это делать, помогая кому-то другому;
  • в Колонизаторы нельзя сыграть вдвоем. Это не плохо, это просто факт. 3-4 игрока — пожалуйста. Два игрока — сыграйте в другую игру;
  • как бы по-разному не собиралось игровое поле, сильно большой реиграбельности оно не дает. Если в Колонизаторы играть часто, игра быстро надоест.

Как видите, есть за что похвалить Катан, но и есть за что поругать.

Дополнения

Безусловно, такая популярная игра, какой стал Катан, не могла не обойтись без всевозможных дополнений и альтернативных версий. На данный момент к базовой игре можно купить много разных дополнительных коробочек, многие из которых доступны на русском языке.

Расширение для 5-6 игроков — название говорит само за себя.

Купцы и варвары (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении вы найдете 5 масштабных сценариев, в которых население острова Катан будет развивать сеть дорог и поселений, торговать с бедуинами пустынь и отбиваться от дерзких варваров. Новые гексы местности, дополнения к правилам и превосходные пластиковые компоненты.

Мореходы (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении нужно строить корабли и добывать новое сырье — золото. Также в коробке есть 9 новых сценариев-приключений.

Города и рыцари (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом допе варвары совершают набеги на города и поселения. Игрокам предстоит нанимать рыцарей, которые будут отбивать набеги варваров. Также в этой игре можно возводить новые культурные и торговые постройки.

Колонизаторы. Европа — самостоятельная игра, в которой вместо острова Катан игроки смогут заселять территорию Европы.

Колонизаторы. Америка — самостоятельная игра, в которой можно заселить Северную Америку.

Первопроходцы и Пираты — расширение, в котором есть 5 новых сценариев, насыщенных морскими путешествиями, торговлей и битвами с пиратами.

Князья Катана — шикарная дуэльная самостоятельная игра, на которую я уже сделал ранее .

Колонизаторы Junior — самостоятельная игра для юных игроков.

Все эти игры можно доступны на русском языке благодаря издательству Hobby World .

Колонизаторы vs Каркассон

Я не знаю, как так получилось, что эти две игры очень часто упоминаются в одной связке. Может быть потому, что ХВ обе игры развивало в одно время, и они стали главными играми издательства (не считая еще Манчкина ), которые помогли стать ему на ноги. Более чем уверен, что если вы зайдете в магазин настольных игр и спросите игру для новичка, то вам предложат или Каркассон , или Колонизаторы , или обе вместе. Тем не менее, игры-то все-таки разные. Я попробую сравнить эти настолки и рассказать о своем отношении к каждой из них.

Каркассон дешевле — это первое преимущество игры. Очень часто новички не хотят тратить много денег на покупку настольной игры, поэтому их нельзя пугать играми с высокой стоимостью. Каркассон стоит в два раза дешевле Колонизаторов .

В Каркассоне быстрее готовится игра к старту. Просто перемешай тайлы, найди стартовый тайлик и уже можно играть. В Колонизаторах нужно подготовить поле, провести процедуру расстановки стартовых позиций, и только после этого первый игрок может начать бросать кубики.

Каркассон играется быстрее. Буквально 20-30 минут и вы уже сыграли. А на Колонизаторы уходит 60-90 минут.

В Каркассон можно одинаково круто играть вдвоем, втроем и вчетвером. В Колонизаторы вдвоем сыграть нельзя.

Но зато Колонизаторы создают ощущение полноценной настольной игры. Здесь есть большое красивое игровое поле, кубики, карточки, фигурки, торговля, строительство, грабеж. Многие начинающие игроки боятся игр, состоящих из одних карточек, т.к. они не похожи на то, что обычно показывают на картинках с настольными играми. Новички любят масштаб в играх и возможность бросать кубики. Помню, как вел одну знакомую в клуб настольных игр первый раз, и она меня спрашивала: «А там будут игры, где можно бросать кубики? Мне это нравится больше всего!». Колонизаторы умело создают атмосферу большой настолки. Я пришел в мир настольных игр через совсем другие игры, но когда после Каркассона я увидел Колонизаторы , то сразу отметил, что это игра мне интереснее, так как в ней можно делать больше всяких прикольных штук.

Колонизаторы , имхо, больше похожи на еврогейм. В этой игре есть экономика, накопительство, строительство. Каркассон больше пазловая игра.

После первой партии в Каркассон я поставил игре 6 баллов и не горел особым желанием изучать игру дальше. Колонизаторы же мною были оценены на 7 баллов, и в них хотелось играть еще. Правда, со временем я поднял оценку Каркассону до 9, потому что игра мне вдруг раскрылась с другой стороны. Так получилось, что теперь я ценю быстрые мобильные игры, которые приносят море удовольствия и в которых есть над чем подумать. Но это не значит, что Катан со временем испортился. Для меня Катан — это хорошая игра, когда хочется чего-то попроще и за столом есть новички, которые в сложные еврогеймы не играли ни разу.

Обе игры отлично подходят для новичков, но если нужно что-то подешевле и побыстрее, то это Каркассон , а если нужна простенькая красивая евроигра, то это Колонизаторы .

Игра на все времена

Как и Каркассон , Колонизаторы не портят место в коллекции настоящего настольщика. Это хорошая классика, в которую иногда приятно сыграть бывалым настольщикам и в которую обязательно нужно играть с теми, кто хочет познакомиться с настольными играми. Со временем игра может надоесть, у вас появятся новые любимые настольные игры, которые будут более сложными и интересными, но классика жанра от этого хуже не станет. И к ней всегда приятно периодически возвращаться, чтобы в очередной раз быстрее всех заселить дивный остров Катан, который притягивает к себе всех настольщиков вот уже более 20 лет.

Настольная игра Колонизаторы Клауса Тойбера впервые издана в 1995 году и всего лишь через год успела завоевать самые престижные награды мира, а на сегодняшний день игра переведена на 30 языков и продано более миллиона копий во всем мире.

Кинув якорь у острова, не нанесенного на карту и ступив на берег, вы сделали два открытия. Первое — он достаточно богат природными ресурсами, второе — вы тут не одни. Параллельно с вами сюда прибыло еще несколько колонизаторов. С этого и начинается экспансия острова Катан.

19 гексов с разным видами ландшафта
4 леса, 3 пастбища, 4 пашни, 3 холма, 3 горы, 1 пустыня
6 берегов с гаванями
95 карт ресурсов, по 19 каждого (древесина, шерсть, зерно, глина, руда)
25 карт развития
14 карт рыцарей
6 карт прорывов
5 карт победных очков
4 карты цен строительства
1 карта Самый длинный тракт
1 карта Самое большое войско
фигурки белого, синего, красного и оранжевого цетов (по 4 города, 5 поселений и 15 дорог)
1 фигурка разбойников
18 номерных жетонов
2 кубика

Игра идет до привычных победных десяти очков. Вы получаете 1 очко за каждое построенное вами поселение и два очка за построенный город. Так же победное очко может случайно попасться при покупке карт развития. Дополнительно вы можете получить два очка за самый длинный тракт и за самое большое войско. Складывая поле у вас есть возможность проявить свою творческую натуру и разложить гексы как вам угодно.

Относительно цифр в правилах настольной игры Колонизаторы тоже есть рекомендации, главное, чтобы рядом не лежали шестерки и восьмерки. Решающими в этой настольной игре являются кубики, если вы с ними не дружите, победить будет сложнее. Чтобы не оставаться по несколько ходов без прихода ресурсов нужно занять гексы с числами, вероятность выпадения которых выше.

Делайте все, чтобы победить

Закладывая второе поселение в начале игры стоит обратить внимание на начальный бонус, который оно вам даст и возможные пути к портам. Покупая карты развития вы уверенно продвигаетесь к победе. Помимо карт с различными очками у вас есть шанс построить дороги, взять парочку ресурсов, или вообще забрать какой-то один ресурс у всех игроков. Увеличивая свою армию вы защищаете свои поселения от случайных семерок и других рыцарей, а так же получаете шанс получить карту за самое большое войско, а это как никак два победных очка. Умение договариваться будет пожалуй самым востребованным навыком, который вы сможете применить за игровым столом, так как при правильной расстановке поселений для вас не будет иметь роли какой ресурс менять. Сам процесс обмена будет куда важнее.

Игра рассчитана на 3-4 игрока, но есть расширения до 5-6. В Колонизаторы может играть любой, даже далекий от настольных игр человек.Создателю удалась крайне сбалансированная игра, в меру глубокая и одновременно с легкими для понимания правилами. Опытные же игроки имеют возможность увеличить стратегическую сложность игры с помощью некоторых , типа Города и рыцари. Колонизаторы — отличная игра для знакомства с миром настольных игр. Учитывая особенности поля, в нее интересно играть снова и снова. Она должна быть в арсенале у каждого уважающего себя игрока.

Правила настольной игры Колонизаторы

В наши дни купить землю дорогое удовольствие и далеко не каждый может себе его позволить. Есть так же земли, которые вообще не принадлежат ни одному государству, например Антарктида. Но там слишком холодно и жить там врятли кто захочет. Предлагаем вам получить в свои владения целый остров под названием Катан из культовой настольной стратегии Колонизаторы , созданной Клаусом Тойбером. Это отличная экономическая стратегическая игра, вышедшая в свет в 1994 году и по популярности наступающей на пятки самой . Она является одной из самых продаваемых стратегий в мире, а все потому что она подходит каждому, ее правила понятны и просты.

Осваиваем остров Катан

Перед нами остров Катан, он состоит из 19 областей — гексов, на которых вам и предстоит основать свое колониальное государство. При этом каждую новую игру у вас будет складывать новый, неповторимый ландшафт. Тут необходимо будет добывать ресурсы и с их помощью строить дороги, возводить поселения и города, улучшать их, обмениваться друг с другом ресурсами, а так же растить свое войско. За все это даются победные очки и тот кто наберет 10 будет считатсья победителем. В настольной игре Колонизаторы присутствует и элемент удачи: все во власти кубиков, которые могут выпасть по разному и разбойников, которые могут напасть совершенно внезапно. Собирайтесь за игрой втроем или вчетвером и на 1.5-2 часа можно обо всем забыть.

Для начала построим сам остров из морских рамок и гексов, затем распределим номерные жетоны, выложим их рядом с полем буквами вверх. Затем кладем их в алфавитном порядке с любого уголка поля по спирали против часовой стрелки. Переворачиваем все жетоны. Сразу можно увидеть, что некоторые цифры на них напечатаны более крупным шрифтом и выкрашены в красный цвет, это значит, что по теории вероятности на кубиках они выпадают чаще всего. Положим рядом с полем особые карты: Самый длинный тракт и Самое большое войско. Возьмем карту цены построек. Далее выкладываем на стол пять колод сырья, а рядом перетасованную колоду карт развития рубашкой вверх. Берем фишки дорог, поселений и городов своего выбранного цвета (если игра идет втроем, то красные фишки не участвуют). На любые перекрестки поля ставим по две дороги и два поселения, делается это следующим образом: сначала каждый игрок расставляет по одному поселению с дорогой по кругу, до последнего игрока. Последний выставляет сразу две, а потом обратно. Помните, по правилам настольной игры Колонизаторы , дорога должна обязательно примыкать к поселению.

Вот так мы получаем свои первые два победных очка по одному за каждое поселение, а так же свои первые доходы: гексы, на границах которых стоят поселения дают свои ресурсы. Леса поставляют древесину , пашни приносят зерно , в холмах копают глину , на пастбище стригут с овец шерсть , а в горах добывают руду . Очень важно встать на нужные ресурсы, ведь от начальной расстановки сильно зависит старт игры, например если вы не встали на ресурс дерево с часто выпадающей цифрой, в игре вам придется туго. Только пустыня в центре не дает ничего, в ней изначально живет фишка разбойников.

Первый ход

Когда все готово к игре, настает время первого хода. По правилам настольной игры Колонизаторы , первый ход делает самый старший игрок, он бросает кубики и начинает сбор сырья. Выпавшая сумма указывает на те гексы, которые будут приносить колонизаторам ресурсы, при условии, что на этих границах стоят их поселения и города. Каждое поселение приносит по одной карте ресурсов с доходного шестиугольника, а город по две. С помощью сырья мы будем стремиться строить новые объекты, развивать старые и пытаться придти к господству над всем островом. Когда ресурсов хватает, можно начинать строительство. Что сколько стоит указано в карте цен. Просто платите картами ресурсов за объект, возвращайте их в резерв и стройте. Ваш успех зависит от того, насколько грамотно будут проложены дороги и расставлены населенные пункты.


Дороги в Колонизаторах прокладываются от ваших поселений. На каждом пути можно проложить только одну фишку дороги, при этом она может выходить от любого перекрестка, к которому примыкает ранее построенная дорога и на котором нету города и поселения соперника. Если удастся построить пять дорог в ряд и там не будет чужих объектов, тогда вы получите особую карту Самый длинный тракт и два победных очка, но если кто то построит тракт длиннее, то делать нечего и карту придется передать конкуренту. Чтобы построить поселение, необходимо платить по тарифу и строиться на любом перекрестке, к которому подходит ваша дорога. Необходимо соблюдать правило расстояния, все соседние перекрестки должны быть свободны от любых деревушек и городов. За поселение мы получаем одно победное очко. Чтобы построить на острове город, необходимо превратить в него свое поселение. Такая прокачка стоит не мало, но город дает 2 победных очка и вдвое больше ресурсов.

В какой то момент игры можно обнаружить у себя излишки одного и нехватку другого ресурса, чтобы это поправить необходимо торговать . Существует два вида торговли, внутренняя и заморская. Во время внутренней, сообщите конкурентам в чем вы нуждаетесь и что предлагаете. Включайте свое обаяние и умение торговаться и пытайтесь выторговывать себе лучшие условия сделки. При этом в ваш хо соперники могут торговать с вами и только с вами. При заморской торговле можно обменивать ресурсы 2:1 или 3:1 , если у вас есть поселение в гавани. Если же таковых поселений не имеется, можно воспользоваться самым грабительским курсом 4:1 .

Карты развития

Чтобы прогрессировать в настольной игре Колонизаторы необходимо покупать карты развития . Их можно разыгрывать в любой момент своего хода, только не сразу после их покупки. Карты средневековых прорывов в науке и технике дают определенные бонусы. Выполните указания в такой карте и удалите ее из игры. Так же вам может повести и вы купите карту с победным очком.


Разбойники

Если кто то выбрасывает 7 , то по правилам Колонизаторо в в игру вмешивается Разбойник и начинается форменный грабеж. Во первых никто не получает сырья, во вторых, все конкуренты, у которых больше 7 карт сырья лишаются половины из них. При нечетных числах все округляется в меньшую сторону, например из 9 карт придется отдать 4. Затем игрок должен переставить разбойника на любой другой гекс, после этого он выбирает кого ограбить из тех, кто стоит на этом гексе и вслепую отнимает у жертвы одну карту сырья. Сам же захваченный участок не приносит ничего до тех пор, пока разбойник не уйдет на другую территорию.

Карта рыцаря

Среди карт развития в настольной игре есть Рыцарь . Он дает право в свой ход передвигать разбойника на любой другой гекс и грабить конкурентов в его же стиле. Сыгранную карту рыцаря кладут перед собой на стол. Если вы первым выложите на стол третьего рыцаря, то получите особую карту Самое большое войско и 2 победных очка в придачу. Но эта карта будет вашей только до тех пор, пока кто-то не соберет армию побольше.

Игра рассчитана на 3 или 4 игроков.

Создание игрового поля

Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши. Карточки «суша» бывают 6 типов - см. «Ресурсы».

Затем остров окружается 18 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» (см. «Порты») и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.

Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).

На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.

Ресурсы и постройки

В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития (см. «Карточки развития»).

Цены на постройки:

  • «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.

Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения - новое поселение можно построить только в месте соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.

Место, занятое поселением, городом или дорогой не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.

Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.

Начало игры

После сбора игрового поля начинается игра:

  1. Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
  2. Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
  3. Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
  4. Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
  5. Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
  6. Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
  7. Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал - по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.

Ход

  1. Бросок кубиков ;
  2. Фаза строительства.

Бросок кубиков

Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город - две.

В случае выпадения суммы 7 - ресурсы не приносятся, см. «Разбойник».

Фаза строительства

Во время фазы строительства игрок может:

  • Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
    • для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
    • для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
    • для строительства города (точнее - трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
  • Менять ресурсы:
    • в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
    • в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • с другими игроками - по договорённости;

Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,

  • Покупать карточки развития;
  • Играть карточки развития - не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;

По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Разбойник

Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

  1. Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
  2. Игрок, выбросивший 7 должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
  3. Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры

Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).

  • Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
  • Два очка начисляется за каждый построенный город.
  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.

Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен город другого игрока. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.

  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.

Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.

  • Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.

Карточки развития

Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку "Победный пункт" можно сыграть в тот же ход, что и получить).

Карточки бывают 5 типов:

  • «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь» игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;

Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.

  • «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
  • «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
  • «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
  • «Прогресс / Победный пункт». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.

За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек "Победный пункт"). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Рекомендуется открывать карточки "Победный пункт" только когда это даст немедленную победу.

Содержимое фирменной коробки

  • Правила игры
  • 19 гексов Суши:
    • Леса (4 гекса)
    • Пастбища (4 гекса)
    • Пашни (4 гекса)
    • Холмы (3 гекса)
    • Горы (3 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 6 Морских частей с 9 Гаванями
  • 95 карт Сырья (по 19 каждого вида):
  • 25 карт развития:
    • Рыцарь (14 штук)
    • Прорыв (6 штук)
    • Победные очки (5 штук)
  • 4 карты цены строительства, 2 особые карты:
    • Самый длинный торговый путь
    • Самая большая армия
  • Игровые фишки (четырёх цветов):
    • 16 городов
    • 20 поселений
    • 60 дорог
  • Фишка «Разбойник»
  • 18 номерных жетонов
  • 2 кубика

Расширения игры

Расширение на 5-6 игроков

Расширение на 5-6 игроков представляет собой дополнительный набор карточек «Суша» и «Море», увеличивающих остров. Это расширение также содержит необходимый набор фишек для пятого и шестого игрока, а также дополнительные карточки развития описанных выше типов.

Кардинальное отличие расширения от оригинальной игры состоит в том, что по окончании фазы строительства игрока, бросившего кубики, наступает не новый ход, а фаза упрощённого строительства всех игроков по часовой стрелке. Во время этой фазы игроки могут только строить или покупать карточки развития, но не могут торговать (кроме как с активным игроком) ни играть карточки развития.

Джунгли

Расширение «Джунгли» в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене карточки игрового поля «Пустыня» на карточку «Джунгли». В ходе игры игроки могут исследовать Джунгли и совершать полезные открытия. Когда на кубиках выпадает число, равное номеру жетона, лежащего на гексе Джунгли, каждый игрок, обладающий Поселениями или Городами на углу это шестиугольника отправляется делать «открытия». Как и в случае с ресурсами - Поселения приносят по одному «открытию», а Города по два.

«Открытия», в отличие от других ресурсов не изображаются карточками и не входят в состав игры, для них надо использовать подручные средства (например, пуговицы или монеты). Их не могут похищать разбойники, на них не распространяется действие Монополии или Изобретения, их нельзя обменивать при торговле. «Открытия» помогают при покупке карт Развития: каждая из фишек может заменить любой необходимый для покупки этой карты ресурс. При покупке карты Развития может быть использовано от 1 до 3 фишек. Пример: игрок может купить карту Развития за 1 Руду и 2 фишки Открытий или за 1 Шерсть, 1 Зерно и 1 фишку Открытия.

Большая река

Расширение «Большая река» также в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене во время создания игрового поля карточек «Уголь», «Дерево» и «Пустыня» на тройную карточку «Река», верхняя часть из которой представляет гору, средняя лес, нижняя - золотой прииск. Вводится запрет строительства поселений на берегу реки во время начала игры, строительство поселений на золотом прииске приносит дополнительные очки.

Мореходы

Это расширение добавляет к оригинальной игре возможность играть на островах и архипелагах произвольной конфигурации.

Для этого в комплект поставки включены:

  • дополнительные карточки «Суша» и «Море»;
  • фишки «Корабль» - корабли играют ту же роль, что и дороги, но могут быть построены на границу карточки «Море», таким образом, на берегу острова можно иметь либо дорогу, либо корабль. Стоимость постройки одного корабля = «Дерево» + «Баран»;

Внимание: дорогу нельзя продолжить кораблём, и наоборот. В то же время, при подсчёте длины дороги (для выяснения самой длинной) можно одновременно учитывать сегменты дорог и кораблей, связанные друг с другом через посёлки или города. Внимание: отличие корабля от дороги заключается в большей гибкости первого. Действительно, однажды построенная дорога не может быть сдвинута на другое место, в случае с кораблём это не так. Во время фазы строительства игрок имеет право снять любой из своих кораблей (максимум один за ход) и переставить его во время этого же хода, соблюдая те же правила, как если бы он покупал и строил этот корабль.

  • фишка «Пират» - играет роль, схожую с ролью «Разбойника». После выбрасывания 7 (или игры карточки развития «Рыцарь») игрок может переставить либо разбойника, либо пирата на новую клетку . Пират при этом ставится на клетку «Море», позволяет вытащить карточку ресурса у игрока, чей корабль находится на данной клетке и блокирует развитие морских путей этой клетки (то есть, пока пират находится на этой клетке, невозможно ни строить новые корабли на ней, ни перемещать с неё уже существующие);

В комплект игры входит также буклет с предлагаемыми сценариями игры:

  • Существуют сценарии в виде заранее заготовленных карт архипелагов.
  • Существуют также сценарии в виде правил для раскладывания карточек при формировании нового игрового поля.
  • Существуют сценарии, где карта мира не видна игрокам в начале игры, а формируется по мере продвижения их кораблей: по достижении кораблём пустого места на (заранее ограниченном) игровом столе тянется карточка из перемешанных карточек «Суша» и «Море». Если выпадает «Суша», аналогично тянется жетон с цифрой, а открывшему сушу игроку вручается карточка соответствующего ресурса.
  • В некоторых сценариях вручаются дополнительные победные очки за колонизацию нового острова архипелага (варианты: за первую колонизацию острова, за колонизацию острова, на котором не было поставлено изначально колоний данного игрока).
  • В некоторых сценариях присутствует новый тип суши - «Золотая река». Каждый раз, когда золотая река приносит ресурс, игрок может выбрать один из пяти ресурсов базовой версии.

Города и рыцари

Наиболее сильно изменившее базовую игру расширение.

Основные отличия от базовой версии:

  • Игра ведётся до 13 очков;
  • В начале игроки строят не два поселения, а поселение, а затем город;
  • Одна из пустых (то есть без порта) клеток «Море» заменяется на клетку «Продвижение пиратов» с 7 клетками. На дальнюю от острова ставится корабль пиратов, ближняя к острову клетка помечена знаком «Сражение»;
  • В игру вводятся три новых ресурса - «Товары», базовые ресурсы называются «Сырьё». Сырью «Дерево» соответствует товар «Бумага», сырью «Шерсть» - товар «Ткань», сырью «Руда» - товар «Монеты». Для «Зерна» и «Кирпичей» товары не вводятся. Город по прежнему приносит два ресурса вместо одного, но если для соответствующего сырья существует товар, то один ресурс выдаётся сырьём, другой - товаром;
    • Товары служат для строительства городских сооружений. Несмотря на название, городские сооружения не привязываются к какому-то конкретному городу (и даже не требуют наличия города у игрока), они являются достижением всей колонии данного игрока. Для отслеживания построек каждому игроку выдаётся книжка с перекидывающимися страницами, разрезанными на три части. Каждая часть соответствует городским сооружениям одного типа: торговые здания, политические здания и научные здания;
    • Для постройки здания необходимо заплатить некоторую сумму соответствующих товаров: ткань для торговых зданий, монеты для политических, бумага для научных. Первое здание каждого типа стоит одну единицу соответствующего товара, второе - два, и так далее до последнего здания в каждой категории, которое требует 5 карточек соответствующего товара;
    • Здания дают возможность получать карточки развития. В данном расширении возможность покупать карточки отсутствует, да и сами карточки заменяются на три набора карточек, соответствующих трём типам товаров и трём типам городских сооружений: торговые карточки развития, политические и научные;
    • Третье городское сооружение каждой категории даёт бонус в игре:
      • Третье городское торговое сооружение (линия ткани) даёт право покупать одну карточку любого сырья или товара за две одинаковых карточки любого товара;
      • Третье городское политическое сооружение (линия монет) даёт право повышать уровень рыцарей до третьего;
      • Третье городское научное сооружение (линия бумаги) даёт право получать один сырьевой ресурс, если бросок кубиков не даёт вам права получить ресурсы согласно базовым правилам. Это право не распространяется на выбрасывание 7;
  • Один из кубиков заменяется на аналогичный красного цвета, плюс вводится третий кубик (кубик события) с тремя чёрными гранями, одной жёлтой, одной синей и одной зелёной. Во время броска кубиков бросаются все три:
    • Если кубик события показывает чёрный цвет, корабль пиратов продвигается на одну клетку по направлению к острову;
    • Если кубик события показывает другой цвет, то игрокам, построившим городские сооружения соответствующего цвета, на карточке которых нарисовано число, выпавшее на красном кубике, получают по карточке развития соответствующего цвета.

Уточнение: первое здание в каждой категории даёт право на получение карточки развития при выпадении нужного цвета на кубике события и 1 или 2 на красном кубике. Каждое последующее здание категории добавляет одну цифру к цифрам, которые можно выбросить на красном кубике для получение карточки развития.

  • Как было уже замечено, карточки развития не покупаются, а получаются после броска кубиков. Карточки развития можно играть во время фазы строительства (кроме случаев, чётко оговорённых на самих карточках - пример, карточка «Алхимик»). За один ход можно играть сколько угодно карточек. На руках нельзя держать одновременно более 4 карточек;

Внимание: если после броска кубиков игроком ему приходит пятая карточка, он сначала получает пятую карточку, затем обязан сбросить одну из пяти карточек, и только потом может играть оставшиеся у него на руках карточки.

  • Появляется новый элемент - «Крепостная стена». Стоимость постройки - 2 карточки «Кирпичи». Фишка «Крепостная стена» ставится под фишку «Город». После выпадения 7 игроку разрешается держать на руках «7 + 2 * количество построенных крепостных стен» карточек ресурсов. В случае превышения этого количества, игрок обязан сдать в банк половину имеющихся карточек (с округлением вниз).
  • В игру вводятся новые фишки - рыцари:
    • Каждый игрок получает по две фишки рыцарей своего цвета первого уровня, по две - второго, и по две - третьего. Фишки «Рыцарь» имеют две отличающиеся стороны: пассивное состояние (изображение головы рыцаря в шлеме) и активное состояние (руки в латах, в количестве равном уровню рыцаря);
    • Заплатив «Шерсть» + «Руда» можно установить фишку «Рыцарь первого уровня» на поле. Рыцарь ставится на угол карточки «Суша», к которой подходит одна из дорог игрока, при условии, что на этом углу не стоит никакой другой фишки. В отличие от установки поселения или города, не существует правила, запрещающего ставить рыцаря слишком близко от другого рыцаря или поселения/города;
    • Заплатив ещё раз «Шерсть» + «Руда», игрок может поднять уровень рыцаря на 1 пункт;
    • Игрок не имеет права повышать своего рыцаря до третьего уровня, пока он не построил третье городское военное сооружение;
    • Заплатив «Зерно» можно активировать рыцаря - его фишка переворачивается активной стороной вверх;
    • Активный рыцарь имеет право совершить одно из следующих действий:
      • Прогнать разбойника, находящегося на соседней с рыцарем клетке. Отыгрывается это так же, как и игра карточки развития «Рыцарь» из базовой версии;
      • Пройти по дороге игрока на любую другую свободную точку. Если рыцарь становится при этом на точку, через которую проходит дорога другого игрока, дорога считается разорванной так же, как и в случае строительства там города первым игроком;
      • Сдвинуть чужого рыцаря при условии, что его уровень ниже уровня данного рыцаря, и что он стоит в точке, куда ведёт дорога игрока, на которой стоит рыцарь. при этом рыцарь занимает данную точку, а стоявший там рыцарь другого игрока сдвигается на любую точку своей дороги его хозяином;

Внимание: только что активированный рыцарь не имеет права совершать действия во время этого же хода. Внимание: совершив действие, рыцарь дезактивируется, но может быть активирован в этом же ходу, если игрок заплатит «Зерно».

  • Когда корабль пиратов доходит до клетки «Сражение», считается количество построенных на острове городов, и количество активированных рыцарей (рыцарь второго уровня считается за двоих и т. д.):
    • Если количество городов не превышает количество активированных рыцарей, атака считается отбитой:
      • Корабль пиратов возвращается на исходную клетку;
      • Игрок, выставивший самую сильную армию получает одно очко (карточка «Спаситель Катана»). В случае равенства сил двух и более армий, выставившие их игроки получают право на одну бесплатную карточку развития, цвет карточки на выбор игрока;
    • Если количество активных рыцарей меньше количества городов на острове, пираты побеждают:
      • Все активированные рыцари становятся не активными;
      • Игрок, выставивший самую слабую армию, теряет один город (заменяет его на поселение) на свой выбор. В случае равенства - все игроки, выставившие самую слабую армию теряют по городу;
  • Игрок, первым построивший городское сооружение 4 уровня в какой-то категории получает право назначить один из своих городов столицей:
    • На город надевается специальная фишка;
    • Игрок получает 2 дополнительных очка. Эти очки перейдёт к другому игроку, если тот построит городское сооружение 5 уровня в данной категории раньше данного игрока;
    • Город, который является «столицей» становится неуязвим для атак пиратов (то есть не может быть разрушен, даже если пираты победили в сражении, и игрок выставил самую слабую армию.

Где-то посреди моря раскинулся прекрасный остров Катан. В лесах местный житель добывает дерево, с овец на полях стрижет шерсть, в холмах добывает глину... А тут ещё и конкуренты-колонизаторы норовят занять лучшие земли! Впрочем, на таком маленьком острове вдали от метрополии побеждает тот, кто умеет найти общий язык с соседями. В этом, пожалуй, заключается главная прелесть игры: игроку придется найти баланс между соревнованием и дипломатией, чтобы победить. Колонизаторы — это классика настольных игр, в неё играет весь мир, но чтобы понять, чем она так хороша, нужно открыть коробку и сыграть партию.

Процесс игры

В начале игры из набора шестиугольных плашек складывается игровое поле. На них раскладываются фишки с номерами. В свой ход каждый игрок добывает сырье, строит новые города и дороги и торгует, чтобы получить недостающие ресурсы. Успех в добыче сырья определяется броском кубиков — две выпавшие цифры определяют, какое из месторождений принесет доход. Если у игрока есть поселение рядом с ними, ему повезло.

Торговля может происходить между игроками (и тогда в дело вступают ваши навыки дипломатии) или между игроком и метрополией (это менее выгодно, зато не зависит от того, насколько вредные оппоненты вам достались). Ещё один способ добыть сырьё — при удачном броске кубика сыграть за разбойника и ограбить другого игрока. Сырье нужно для того, чтобы строить новые поселения, города, дороги, отбиваться, заниматься развитием — а в конечном счёте собрать десять очков победы и выиграть игру.

  • К игре прилагается два вида инструкций — короткие правила игры и более подробный альманах колонизатора. Он спасёт от ситуаций, когда разные игроки по-разному поняли написанное.
  • Карта острова складывается из шестиугольных картонных частей с изображением разных ресурсов на разных сторонах. Таким образом, игровое поле можно каждый раз складывать по-разному, чтобы делать игру легче, сложнее или более непредсказуемой.

Для кого игра

  • Для компании из 3-4 человек от 10 лет,
  • Для тех, кто любит не только проверять удачу, кидая кубик, но и заниматься дипломатией,
  • Но в первую очередь — для тех, кто любит подумать над стратегией развития.

Состав набора

  • Игровые фишки четырех цветов (города, поселения и дороги),
  • 2 шестигранных кубика,
  • 22 гексов суши и моря,
  • 95 карт сырья,
  • 25 карт развития,
  • 4 карты строительства,
  • 2 особые карты,
  • 18 номерных жетонов,
  • Фишка разбойника,
  • Правила игры и Альманах колонизатора.





ия: расстановка и ресурсы

Если вы уже прочли правила, то должны знать, как работает расстановка. Вы кладёте все карточки земли лицом вниз, затем кладёте лицом вниз все карточки моря, а также все порты, и перемешиваете каждую кучку отдельно. Затем вы собираете из карточек земли и окружаете его карточками моря и портов. И финальный штрих — вы переворачиваете все эти карточки и кладёте жетоны с цифрами на гексы земли. Давайте посмотрим на гексы поближе и подумаем, какую же стратегию здесь можно применить.

1. Типы земли. У вас есть по 4 гекса каждого типа, производящие овечью шерсть, и зерно, а также по 3 гекса руды и кирпича. Кроме того, есть , но она нас пока не интересует.

2. Гексы портов. У вас есть один для каждого ресурса. Порты позволяют вам менять ваши ресурсы соответствующего типа на любые другие по расценкам 2 к 1. Также у вас есть несколько универсальных портов, позволяющих менять любой ресурс на другой, но уже в соотношении 3 к 1.

3. Цифры. Каждый раз, когда вы бросаете игровые дайсы, числа на них складываются и заставляют все гексы с таким номером производить ресурсы. Получается, что вы можете получить числа 2 и 12 только одним способом, а остальные числа будут встречаться в два раза чаще. Исключение составляет цифра 7, поскольку, как вы знаете, когда выпадает семёрка, случается нечто очень плохое. Так как семёрка — особое число, это означает, что лучшими бросками на игровом столе будут цифры 6 и 8.

Вначале вы можете поставить на игровое поле только два поселения, так что вам нужно будет выбрать для них местечко получше. Вот несколько стратегий, которые могут помочь вам (но 100% результат всё же не гарантируют).

1. Посмотрите на поле и обратите внимание, как много игроков составляет вам компанию за столом. Если вы ходите первым и играете ещё с двумя игроками, постарайтесь сразу же занять самое «хорошее» местечко, которое обязательно займут остальные игроки, ходящие после вас. Каковы критерии «хороших» мест я расскажу ниже.

2. Если вы ходите третьим, а играете втроём, это означает, что вы можете расположить два поселения в ряд. Используйте это для получения преимущества. Расположите второе поселение в месте, где больше всего нужных вам ресурсов. Если двух хороших мест вы уже не нашли, либо если одно из них вам не нравится, то посмотрите, каких ресурсов не хватает другим игрокам, и поставьте своё второе поселение так, чтобы присвоить себе именно эти типы ресурсов.

3. Постарайтесь не размещать поселение на гексах портов или моря. Это будет означать, что у вашего поселения будет всего две выигрышные цифры, а может быть и одна. Следуйте этому совету, но не забывайте и про порты. Если вы окажетесь в близости от порта 2 к 1 и точно будете знать, что он вам пригодится, тогда не пропустите построить поселение вблизи порта, чтобы воспользоваться им.

Подводим итоги:

«Хорошее» место включает следующие особенности. Оно имеет числа 6 или 8, 9 или 5, и 4 или 10, за исключением редкого случая, когда 6 и 8 сочетаются с 5 И 9. Будет приятно, однако не обязательно, если в этой точке будет три разных ресурса. 3 и 11 — хуже, чем 4 и 10, однако этот недостаток перекрывается наличием трёх разных ресурсов. Если ходите первым, выбирайте место под поселение на свой вкус, однако прежде посмотрите, где расположены порты с ценами 2 к 1 и какие из них, возможно, будут вам полезны в будущем.

«Следущее после хорошего» место имеет числа 9 и 5 и, возможно, 4 или 10.

Как правило, обычно вы хотите получить как можно больше ресурсов всех пяти типов, так что, если вы можете заполучить все виды ресурсов с помощью двух ваших поселений, то всё ок. Если вы построите два поселения в ряд, значит всё хорошо и можно будет двигаться дальше.

1. Очень важна реакция ваших оппонентов. Найдите какой-нибудь способ влиять на них. Если один из игроков покупает две карты, вам нужно поторопиться и купить три. Всегда представляйте, что их карты — рыцари. Если у вас на руке есть три рыцаря, начните разыгрывать их. И не надо никого стесняться. В это время полезно было бы воспользоваться услугами порта с расценками 2 к 1. Гребите ресурсы лопатой! Получайте их откуда только сможете. Бросайте все яйца в одну корзину, если начинаете проигрывать. Таким образом, если на кубиках выпадают ваши числа, у вас есть реальный шанс успеть раньше всех. Но если вы и ваши оппонетны идёте ноздря в ноздрю, то каждый ход может стать для вас поражением.

2. Будьте находчивы. Рассмотрим такую ситуацию. Вы хотите купить город. У вас есть одно зерно и две руды. У вас есть много карт и четыре шерсти, которой вы можете торговать. У вас стоит по городу на гексе зерна с цифрой 6 и гексе руды с цифрой 8. Какой ресурс вы купите? Конечно, зерно! Теперь, если мы выкинем на кубиках 8, то сможем построить город. Если вы купите руду и выкинете 6, вам всё ещё не будет хватать руды, зато ненужного зерна будут полные закрома.

3. Делайте приобретения, когда есть . Это особенно полезно для набора карт. Постоянно покупайте что-нибудь, если можете, за исключением… дорог. Не стройте магистрали, если только вам это зачем-то не понадобилось (особенно, если у вас есть порт с кирпичом или с деревом).

Конец игры. Победная стратегия

Итак, игра уже в самом разгаре и близится к завершению с нарастающей скоростью. Каждое поселение или город, построенные вами, даются всё легче и легче, так как у вас стало больше ресурсов и (или) больше вариантов победных бросков. ия такова — не позволяйте своим оппонентам узнать, что вы близки к победе. Иначе они приложат все усилия, лишь бы остановить вас. Вот кое-какие советы вам в помощь:

1. Если я в одной или двух дорогах от самой длинной дороги и имею 7 или меньше победных очков (это означает, что я всё равно не выиграю, если даже дострою сейчас дорогу), то я не буду её строить. Если я сделаю это, то у меня будет 9 победных очков и повышенное внимание моих оппонентов. Лучше я построю поселение в конце этой дороги. За поселение я точно получу победное очко, которое никто у меня не заберёт. А вот самую длинную дорогу могут переплюнуть мои оппоненты. Лучше всего построить её, имея на руках 9 или 10 очков.

2. Карты развития — это всегда хорошо. Если вы следовали моей стратегии для середины игры, то, вероятно, у вас есть на руках карты. Как и в случае с дорогами, старайтесь держаться на расстоянии одного рыцаря от самой большой армии, однако, конечно же, вы должны иметь выигрышного рыцаря на руке. Придерживайтесь своих обычных планов, пока не наберёте 8 победных очков.

3. Победить с помощью карт развития было бы довольно неплохо, потому как противник о них не знает. Ваши оппоненты не могут видеть, как много победных очков у вас есть на самом деле. Всегда полезно иметь одну-две карты такого типа в руке. Конечно, вам не следует разыгрывать их, пока победа не станет близка.