Престижна ли работа библиотекаря. Просмотр полной версии. Какое необходимо образование

Хотя все больше и больше людей для чтения книг используют электронные носители информации, интерес к истинно печатному слову абсолютно не затухает. В каждом, даже самом небольшом городе есть собственная библиотека, обслуживающая несколько тысяч читателей. Руководят обширными интеллектуальными заведениями-книгохранилищами библиотекари.

Со стороны может показаться, что вся работа сотрудника библиотеки заключается в выписке бланков и заполнении регистрационных форм. На самом деле это далеко не так. Библиотекарь – это квалифицированный специалист, который должен отлично разбираться в ассортименте книг, быть филологом и немного – историком.

Обязанности библиотекаря

Библиотекарь принимает непосредственное участие в формировании книжного фонда, заказывает новые экземпляры книг, анализирует и отслеживает появление новых литературных талантов. При этом в его обязанности также входит ремонт старых книг (которые порой могут быть антикварными и даже иметь историческое значение), списание совсем негодных. После получения новых библиотекарь сортирует их и вносит в каталог.

Специалист обязан знать нормы хранения книг, по возможности обеспечивать необходимые условия для длительной эксплуатации. Некоторые антикварные экземпляры требуют особых условий повышенной осторожности.

Без сомнения, основное требование к книговеду – отличное знание литературы во всем ее многообразии и огромном количестве.

Причем библиотекарь должен быть в курсе не только книг того направления, которое ему интересно, но и всех остальных, о которых могут спросить читатели. Специалисту придется частенько подсказывать людям произведения на основе их предпочтений, пожеланий и уровня интеллектуального развития.

Умение работать с компьютером обязательно для современного работника библиотеки. В большинстве заведений все формуляры читателей и каталоги уже давно компьютеризированы, поэтому человеку, далекому от понимания простейших программ, будет сложно адаптироваться к этому процессу.

Сложно ли работать библиотекарем

Профессия библиотекарь специфическая и требует от человека определенного склада характера. Если он фанатично любит книги, эрудирован, аккуратен и внимателен, то такой специалист будет действительно «на своем месте».

Тем не менее, в работе книговеда есть и некоторые отрицательные моменты, которые могут перерастать в сложности: обилие канцелярской работы, которая утомляет и требует высокого уровня концентрации, а также постоянное общение с людьми. Конечно же, посетители бывают разные, и некоторые из них могут заставить понервничать.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии библиотекарь

Преимущества:

  • профессия книговед отнюдь не скучная. Специалист может параллельно заниматься научной деятельностью, изучением исторических трудов, участвовать в организации выставок и экскурсий;
  • общение в основном с интересными образованными людьми;
  • подходящая работа для любителей читать.

Недостатки:

  • низкая зарплата;
  • в современном мире актуальность бумажных книг постепенно снижается. В будущем перспективность профессии не ясна.

Профессию библиотекарь трудно назваться карьеристской, но все же определенные ступеньки лестницы здесь присутствуют. Вершина карьеры – это заведующий библиотеки, если учреждение достаточно большое, то заведующий отделом – один из промежуточных вариантов. Кроме этого, существует масса других вариантов развития: руководитель медиатеки, тематического издания, организатор образовательного проекта.

В профессии библиотекарь есть один опасный момент – остановка профессионального развития. Рутинная работа может заставить скучать самого усидчивого человека. Стоит об этом помнить, и не останавливаться на достигнутом.

Пожалуй, каждый из нас хоть раз был в библиотеке. А давай посмотрим, как работает библиотека на самом деле, узнаем какой путь проходит книга перед тем, как попадет в руки к читателю.Заглянем в комнаты, в которые закрыт доступ обычным посетителям, узнаем, как книги доставляются в читальный зал, а также попадем в самое секретное помещение, в которое даже не все сотрудники библиотеки имеют доступ - в книгохранилище.

Итак, читатель идет в Национальную библиотеку:



И сразу же попадаем на стойку регистрации, на которой ему оформляют читательский билет (стоимость символическая - всего 50 рублей за 5 лет):

Прикладываем билет и проходим и отправляемся в нужный читальный зал. Но сначала давайте познакомимся с отделом, куда поступают все новые книги. Этот сектор научной обработки документов:

Информация по всем новым книгам обязательно вносится в компьютерную программу - каталогизатор, все это делается вручную:

Каждый сотрудник в день обрабатывает примерно по 20-30 книг (да-да, у них есть свой месячный план). На сегодня в электронном каталоге Национальной библиотеки порядка: 485 000 записей! Вот такая очередь на внесение:

Обратите внимание, сколько полей необходимо заполнить по каждой книге:

Кстати, здесь же ставится штамп на ту самую 17-ю страницу:

Кроме этого, на каждую книгу наклеивается уникальный штрих-код и присваивается внутренний номер:

Вот книга «Мерцание эльфийского портала», о чем она? Вот и я не знаю, и если бы этот отдел не внес подробную информацию в программу, то никогда никто ее и не нашел бы:

Каждая книга имеет три кода. Самый нижний код «1311430» - это внутренний код книги в этой библиотеки, его присвоили в предыдущем отделе. А два верхних кода присваиваются в соответствии с общепринятой библиотечно-библиографической классификацией:

Раньше библиотечные карточки передавались из Москвы:

Сегодня же их печатают на месте:

Библиотечная карточка содержит нужную информацию по книге, в обязательном порядке содержит нужные коды, по которым сотрудники библиотеки смогут найти ее:

Итак, вернемся в читальный зал. В Национальной библиотеке они разделены по тематикам. Читатель, используя алфавитный каталог, находит карточку по нужной книге, записывает ее внутренний номер, автора и название:

По этой информации сотрудник библиотеки ищет книгу. Самые востребованные хранятся здесь же, в читальном зале, а остальные находятся в книгохранилище. Если нужная книга находится в книгохранилище, сотрудник отдела отправляет запрос на доставку через компьютер. Раньше такие запросы записывались на бумажку, сворачивали в «шпульку» и кидали по специальной трубе вниз

Книгохранилище находится в подвальном помещении здания, и мы отправляемся туда отслеживать, как будет обработан наш запрос.

Книгохранилище разбито на несколько отдельных кабинетов (сделано это в целях безопасности). Здесь установлены специальные противопожарные системы с мелким-мелким распылением, чтобы не повредить книги:

Для хранения книг важно соблюдать определенную температуру и влажность, за этим следит автоматизированная система:

Стеллажи с книгами расположены на рельсах, и легким вращением рукоятки их можно передвигать:

По этим номерам сотрудник находит нужный стеллаж и далее уже ищет нужную книгу. При этом в книгохранилищах книги не группируются по категориям или алфавиту, они идут вперемешку и упорядочены лишь по внутреннему номеру:

Поэтому читателю важно верно переписать нужный номер. Если этого не сделать, и сотрудник не может найти нужную книгу, то он начинает искать ее по компьютерной базе, пытаясь определить правильный номер книги (по названию, автору и т.п.). Если вам долго не приносят заказ, то не ругайтесь, а наоборот поблагодарите сотрудника за помощь, ведь скорее всего вы сами виноваты

По территории всей библиотеки проложены рельсы, по которым передвигаются тележки телелифта:

Нужная книга кладется в тележку, на сенсорном экране указывается номер тележки и название отдела, куда она должна доставить эту книгу:

Шахта телелифта:

Кстати, как работает телелифт может наблюдать любой читатель библиотеки, т.к. часть трассы проходит по коридору:

Умная система автоматически подсказывает сотруднику, что у него заканчиваются пустые тележки и предлагает заказать парочку. Заказываем и через пару минут она приезжает:

Возвращаемся в читальный зал, куда уже доставлена нужная книга.

Все компьютеры в читальных залах снабжены сканером, с помощью которого сначала сканируется читательский билет, а затем книга - таким образом в программе фиксируется, что книга выдана читателю. При возврате проделываются аналогичные операции.

Получив нужную литературу, можно отправляться в читальный зал. Вот работает библиотека и так книга попадает к читателю.

Екатерина Васильева, руководитель отдела специальных проектов и PR Российской государственной библиотеки для молодежи

Библиотеки меняются

Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки. Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории - работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети. Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.


Почему они приходят работать в библиотеки?

Важно учесть, что в библиотеке сегодня требуются не только библиотекари и библиографы, но и пиарщики, дизайнеры, организаторы мероприятий, фандрайзеры, редакторы, веб-разработчики, менеджеры проектов и т.д. Кто-то - на полные ставки и на постоянную работу, кто-то - на отдельные проекты.


При этом и молодые библиотекари востребованы, тем более сейчас сама специфика этой должности предполагает меньше работы на выдаче книг и больше работы с электронными ресурсами, с различной информацией, с аудио- и видеоконтентом. Библиотекари выступают в качестве советчиков, тьюторов, организаторов дискуссионных клубов, взаимодействуют с партнерами и другими организациями. Например, к нам в РГБМ на должность библиотекаря часто приходят молодые филологи, историки, социологи, культурологи.


Молодому человеку, заканчивающему обучение в вузе и только начинающему свою карьеру, интересно и полезно поработать в таком учреждении культуры, как библиотека. Тем более сами библиотеки сегодня - это развивающиеся структуры, которые находятся в процессе концептуальных изменений, адаптации к условиям современности. А в таких условиях обычно больше перспектив для развития новых направлений и реализации нестандартных проектов. Другими словами, у молодого человека практически любой специальности в библиотеке, если она стоит на пути преобразований, есть множество возможностей для самореализации.


Библиотекам также выгодно привлекать молодых специалистов, которые привносят свежий взгляд, новые идеи, часто более активны и заинтересованы в саморазвитии (наш опыт показал, что таких довольно много) и, что уж скрывать, готовы работать за небольшие зарплаты государственного бюджетного учреждения. Тем более еще одним приоритетным направлением работы библиотек сегодня является взаимодействие с молодежью в возрасте от 15 до 30 лет, с той самой молодежью, которую невероятно сложно привлечь в библиотеки и которую привлекать важно, так как, по мнению директора РГБМ И.Б. Михновой, «если сегодня они сами не придут в библиотеки, то завтра они не приведут своих детей». А молодежь хочет общаться со своими сверстниками. Это не значит, что в библиотеке должны работать только молодые сотрудники, но они, безусловно, должны составлять часть штата. Передовые библиотеки это прекрасно понимают. И стараются привлекать потенциальных молодых сотрудников, предоставлять им выгодные условия.


Например, как признавались некоторые наши сотрудники, когда они шли работать в библиотеку, им в том числе было важно официальное трудоустройство и белое оформление, а также возможность посещать интересные лекции, мастер-классы в стенах РГБМ.

«С библиотекой для молодежи я познакомился еще будучи студентом первого курса. Приходил сюда заниматься, писать курсовые. Уже тогда я понял, что если и буду работать по специальности, то только здесь. Поэтому сразу после окончания бакалавриата отправил свое резюме в РГБМ. И мне нравится здесь работать по нескольким причинам: много молодых сотрудников с более открытым мышлением и мировоззрением, с такими коллегами приятно работать; библиотека снабжена современным оборудованием, которое делает работу значительно удобнее; гибкий график, который позволяет совмещать работу с учебой в магистратуре». Георгий Снегирёв, 23 года, сотрудник зала художественной литературы и искусств РГБМ, образование - МГЛУ, факультет международной информационной безопасности

В библиотеке работать модно

И в последнее время это действительно так. Молодому человеку не стыдно сказать, что он работает в библиотеке, потому что библиотеки сегодня находятся в тренде. И на государственном, и на региональном уровне регулярно обсуждается будущее библиотек. Средства массовой информации с удовольствием обращаются к теме модернизации библиотек. Активно распространяется информация об удачных примерах этой модернизации. Совместно с библиотеками организуются локальные и общероссийские проекты по продвижению чтения. В библиотеках модно проводить лекции, фестивали, акции и другие мероприятия. В сознании во всяком случае читающей и образованной молодежи все это откладывается, и им действительно интересно посмотреть, что же сейчас представляет собой современная библиотека, или даже больше - поучаствовать в создании такого пространства.


Конечно, если говорить откровенно, не все библиотеки готовы к переменам и с воодушевлением воспринимают инициативу. Иногда мы слышим от молодых коллег, что их руководство не слышит, не понимает и не хочет воспринимать их всерьез. В таких случаях мы советуем искать подходящие доводы, устраивать презентации, обосновывать полезность своих действий для эффективной работы учреждения, показывать успешные примеры. Но не всегда все это работает. Это грустно. Но в то же время мы видим, как ситуация меняется, и уже довольно сложно даже самым большим консерваторам отрицать современные тенденции и стандарты.


Один день из жизни библиотекаря


И мы в рамках кампании по продвижению нового отдела сняли промовидео «Один день из жизни библиотекаря», в котором рассказали, как проходит один рабочий день сотрудника «Музыкального подвала». При этом в видео были продемонстрированы различные ресурсы и технологии библиотеки и возможности для самореализации сотрудников. Все персонажи в видео были реальными сотрудниками библиотеки. Главный герой - молодой человек Влад - работает в «Музыкальном подвале» и играет на гитаре. По сюжету утром он приходит в библиотеку, берет себе кофе в библиотечном кафе, распечатывает медиатор на 3D-принтере в медиалаборатории РГБМ, во время рабочего дня показывает посетителям, как работают ретропроигрыватели, слушает вместе с симпатичной девушкой музыку, а в конце рабочего дня записывается вместе с друзьями-коллегами в студии звукозаписи.

Видео широко распространялось по социальным сетям и набрало более 21 тысяч просмотров. Потом мы выложили вакансии «Музыкального подвала», и нам пришло более 500 резюме. Мы довольно быстро нашли и сотрудников-библиотекарей и звукорежиссера. Всем еще нет и 30 лет.


«Я никогда не думала, что стану библиотекарем. Попала в эту профессию случайно. На самом деле, в крупных компаниях вакансий не так много для людей без опыта работы.
По образованию я филолог-переводчик, но в моей жизни всегда была музыка. Я окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и увлекаюсь различными музыкальными течениями. Поэтому, когда я увидела вакансию в „Музыкальный подвал“ Библиотеки для молодежи, решила откликнуться, а когда пришла на собеседование, то сразу влюбилась в это место, так как оно не было похоже на библиотеку в моем представлении. Здесь очень комфортное пространство для работы, коллеги моего возраста, интересные мероприятия проходят, некоторые из которых я организую сама». Анна Гусева, 26 лет, сотрудник «Музыкального подвала», закончила РУДН, филологический факультет

Лабиринты профессий

В своей работе в первую очередь мы опираемся на потребности и запросы нашей основной аудитории (это молодые люди в возрасте 16-35 лет). Каждый год мы проводим исследования, чтобы выяснить, что их интересует, какие темы волнуют. И, конечно же, много общаемся с нашими молодыми сотрудниками. И каждый раз проблемы профориентации, выбора профессии, самообразования занимают первые строчки в их ответах.


В этом году мы решили разобраться в этих вопросах вместе, организовав в РГБМ открытую площадку для дискуссий - проект «Лабиринты профессий» . Мы хотим дать возможность молодым задать интересующие их вопросы экспертам.


В рамках проекта эксперты из разных областей расскажут: как найти себя в жизни, как выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться. Поэтому он будет полезен и только находящимся в поиске будущей профессии, и тем, кто желает знать о перспективных направлениях и необходимых навыках, и тем, кто уже работает, но хочет поменять профессию или профиль, а также всем профессионально занимающимся темами профориентации и карьеры. Это старшеклассники, абитуриенты и их родители, студенты и недавние выпускники, сотрудники крупных и мелких организаций, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и другие.

Таким образом, организовывая этот проект, мы стремимся, чтобы библиотека воспринималась молодыми людьми не только как модное и перспективное место работы, но и как проводник в поиске своего дела жизни и призвания.


Я работаю в библиотеке

«Успешная библиотечная карьера зависит
от трех вещей - характера, специальных знаний и опыта»
Мелвилл Дьюи

Работа в библиотеке - это очень увлекательное «приключение», каждодневное познание чего-либо нового и постоянное общение с людьми. Работая библиотекарем, невольно становишься еще и психологом в некотором роде: ты узнаешь литературные вкусы читателя, знаешь, какие книги посоветовать ему в той или иной ситуации. А такие качества настоящего библиотекаря как: доброжелательность, умение выслушать, поддержать разговор, делают мою профессию особенной и нужной людям. Я уже знаю, как встречать посетителей библиотеки, как помочь им духовно приобщиться к литературе, как облегчить нелёгкий выбор среди огромного количества изданий.
Библиотекарем я работаю 17 лет (в МБУК ЦГБ уже почти год). В нашей библиотеке проходит большое количество мероприятий (в том числе и те, которые мы (библиотекари) готовим и проводим сами). С их помощью я становлюсь ближе к миру литературы еще больше, чувствую общность культур разных национальностей, единство народов, и еще многое-многое другое.

Я люблю свою работу. Она всегда была для меня интересной и увлекательной. С каждым годом я все больше овладеваю искусством библиотечного дела, не переставая удивляться разнообразию этой работы, и не перестаю ею восхищаться.

Может ли библиотекарь быть полноправным собеседником читателя? Каким читателем является сам библиотекарь - человек, который имеет моральное право выбирать книги для других и должен быть в их глазах признанным авторитетом? В идеале библиотекарь читает не только для себя, но и для работы. Он всегда должен думать о тех читателях, кому эта книга может быть полезна. Можно считать свой совет в выборе книги удачным тогда, когда, посоветовав ее читателям, увидишь, что она произвела на них должное впечатление, пришлась по душе.

Арутюнова Элен

Я работаю в библиотеке

Я работаю в библиотеке. Каждый рабочий день для меня это новые открытия и новые знания. Я люблю посвящать свое время работе, придумывая новые интересные мероприятия. Мне нравится общаться с людьми всех возрастов, пожалуй, это один из глобальных плюсов в профессии библиотекаря. Любознательность малышей, критичность подростков, активность молодежи и мудрость пожилых людей - все портреты личностей, особенности возрастов, как картина мира, находятся перед глазами любого сотрудника библиотеки.

Моя работа для меня не что иное, как возможность наболюдать за людьми, улавливать тонкости их характера, и анализировать их. Таким образом, изучая других людей я глубже познаю себя. А процесс познания себя являет собой благодатную почву для личностного роста и самосовершенствования духа прежде всего.

Изучая тонкости своего дела, я понимаю, что не только окружающий мир способен сделать многое для меня, но и я могу сделать много хорошего для окружающего мира. Ведь книга - лучший учитель. А я имею возможность предоставить каждому своего, самого замечательного учителя в мире. Ведь я работаю в библиотеке.

Ванюкова Лидия

Я работаю в библиотеке.

Эта история началась давным-давно, когда в возрасте пяти лет родители впервые взяли меня с собой в библиотеку. Тогда мне запомнился полумрак между стеллажами, дурманящий запах книжных страниц и большой папоротник на подоконнике. Было очень тихо и как-то торжественно. Читатели шли один за другим, и каждый уносил с собой какую-то книгу. Особенно запомнился один читатель, который долго не мог выбрать себе книгу по душе. И библиотекарь - темноволосая женщина в очках с золотой оправой - тихим голосом рассказывала ему о книгах, которые могли ему понравиться. Тогда мне показалось, что она прочитала все книги на свете - таким уверенным был ее голос, так много она знала о книгах и их авторах.

С тех пор прошло много лет. И вот уже я сама стою за кафедрой выдачи и рассказываю читателям о книгах и авторах. Я еще не прочла все книги на свете, да это и невозможно, но каждому читателю я стараюсь найти ту книгу, которая ему понравится и запомнится.

Многие думают, что работать в библиотеке скучно - только сиди весь день и книжки выдавай. Нет, все не так. Работа в библиотеке - это ежедневное саморазвитие.

Современный библиотекарь должен не просто знать авторов и названия книг, уметь пользоваться каталогами и картотеками, но еще и сам должен любить читать, следить за книжными новинками и быть в курсе всех событий в мире литературы. Современный библиотекарь должен быть хорошим психологом, ведь часто люди приходят в библиотеку именно ради общения, чтобы решить свои проблемы или просто отдохнуть. Правильно и вовремя предложенная книга может помочь человеку лучше любой терапии.

Современный библиотекарь должен быть еще и педагогом, ведь в библиотеку приходят дети, которых нужно научить любить книгу и печатное слово.Современный библиотекарь должен постоянно работать над собой, постоянно повышать свой профессиональный уровень, узнавать что-то новое и стремиться передавать свои знания окружающим.

Возникает вопрос: почему это библиотекарь все время что-то должен? Да потому что библиотекарь - это не профессия, а образ жизни. Если остановиться, перестать двигаться вперед, то и течение жизни замедлится, потеряет цвет и вкус. Библиотека не терпит «посторонних», случайные люди здесь не задерживаются, а те, кто остается, ежедневно открывают тысячи миров для своих читателей. Благодаря библиотекам и библиотекарям культура чтения выходит на новый уровень. Читать стало модно, престижно, благородно. Библиотека объединяет людей, а ведь это именно то, чего так не хватает в век цифровых технологий.

Ермакова Оксана

«Я в профессии через … лет»

Думая о будущем, сложно оценивать правильность и возможность своих суждений. Несомненно, все выглядящее в идеальном свете, а именно таким чаще всего представляется нам будущее, притягивает. Но, таково ли будущее? Каковы задумки творца на этот счет? И так ли постоянен человек в своих суждениях? Будущее зыбко и потому недоступно человеческому разуму и лишь сердце способное на благородное чувство способно уловить невидимую ниточку связывающую настоящее и будущее.

Темой для своих рассуждений я выбрала «Я в профессии через…». В моих представлениях библиотека - это хранилище мудрости человечества, огромнейший таинственный мир полный приключений и новых идей, место проведения досуга, место для знакомств и приятного общения. Безусловно, в жизни каждого человека библиотека играет свою роль. В мою жизнь она вошла внезапно, через месяц работы я еще не понимала, что работаю в библиотеке. Все казалось странным и необычным. На данный момент прошло еще около месяца, и представления о библиотеке и специфике работы значительно расширились. А что же будет, если представить, что я работаю в библиотеке целый год?

Самый обычный июньский день.
Мне на работу собраться не лень.
Выйдя из дома, шагаю упрямо, ждут меня книжки, детишки и планы,
Выставки, встречи, отчеты, анализ.
Сайт, формуляр, библиографическая запись,
Картотеки и фонды, стеллажи и издания,
Предметные рубрики, ссылки, описания.
Справки, консультации, беседы о книгах,
Обзорная лекция, а пусть…О дельфинах!
Время минуло 12 часов,
Паузу нужно?! Но лучше без слов! *
Вновь возвращаюсь к своим я делам.
Компьютер все липнет и липнет к рукам.
Сижу не витаю сама в облаках,
А в них я веду отчет о делах.
Сколько, когда и чего попросили?
Вот ведь умаялась, но есть еще силы!
Снова встаю я за кафедру смело:
«Здравствуй, читатель!» - кричу я умело.
Смотрит задумчивый маленький мальчик:
«Мне бы вот сказку…ну ту, что про Пальчик!»
Радостно я к стеллажам подхожу,
Шарля Перро среди полок ищу,
Доля секунды, - и вот,-вуаля,
Книга уже в руках у меня.
Гордо несу я мудреную книжку,
Номер, отдел, запишу, и не лишку
Будет спросить у Синельного Вовы:
«Когда в библиотеку ты явишься снова?»
Статистика ждет, да и я не сижу,
Бегло по залам подмогу ищу.
Уж время к пяти незаметно подходит.
Сейчас все начнется,
И тут они входят!
Любители клуба «Я-театрал» *
И вот я в костюме: «Пройдемте на бал!»
Спасибо, коллеги, поспели мы в сроки.
Теперь о событии чудные строки:
Сегодня премьера спектакля «Урал»,
Нашествие зрителя в праздничный зал.
Ребята трясутся и нервно вздыхают,
А я им мигаю, что, мол: «Начинаем!»
Кулисы, ну те, что с ребятами сшили,
Распахнуты,
И вот мы в особенном мире!
История родины льется в стихах,
И так мне отрадно, стою вся в слезах.
Талантливо, живо и очень пластично
Иришка играет, идет все отлично,
Но только бы Петя из 5 Б
Забыл про подсказку, что в правой руке.
И тут наступает очередь Пети,
Я не дышу и стою в красном цвете,
А Петя вещает со сцены шумливо,
И вот они руки пошли, так игриво!
Мгновенье… и вылетел смятый листок,
И прямо мне под ноги несколько строк.
Я в изумленье, вся побледнела,
Читаю: «Поправьте прожекторы слева».
Тихонько меняю податливый свет,
Игра продолжается, опасности нет!
Не щурится глаз у Затейновой Светы
И Валя Котенов не шепчет ей «Где ты?»
Все по местам, артистам УРА!
Подходит к концу часовая ИГРА!
«С премьерой, ребята!» - в сердцах говорю,
Спасибо за смелость, за честность,
Люблю!
Рабочий мой день завершился, а я
В костюме и мыслях, вот так дела!
Сегодня явью стала мечта,
Спектакль наш ожил, и я ожила.
Готовились долго, трудились немало
И в будущем будем, ведь это начало!
Сажусь за отчет и на план я гляжу,
Ведь завтра так близко и я вся дрожу.
«Любимая группа» из детского сада
Придет, и о кошках рассказывать надо!
Что же, друзья, пора мне домой.
И книжки о кошках подмышкой со мной.
Вечером сяду в уютное кресло,
Живо придумаю,
Мне интересно!
Клею и режу, рисую и крашу.
Вечер удался. Забыла про кашу!
Плита зашумела, а ей игриво:
«Ну что же ты милая, льешь воду мимо?!»
Муж удручающе глядит на меня:
«Устала, бедняжка, сегодня моя?»
Смеюсь и счастливо ему говорю:
«Люблю бесконечно работу свою!»
1*(имеется ввиду пословица: «Когда я ем, я глух и нем»)
2* («Я-театрал» - планирую создать на базе библиотеки клуб любителей театра и работать с детьми над постановкой спектаклей)

Куковерова Татьяна

Я работаю в библиотеке

Библиотекарь - это очень древняя профессия, существование которой насчитывает более четырех тысяч лет. Первые библиотекари древности - это писцы, которые собирали таблички из глины несколько тысяч лет назад. Эта профессия раньше считалась исключительно мужским ремеслом. Сейчас библиотекарем чаще всего становятся представительницы прекрасной половины человечества.

Я никогда не думала, что стану библиотекарем. Я попала в эту профессию случайно. Моя любимая маленькая дочка однажды пришла в библиотеку с детским садом на массовое мероприятие, и ей безумно понравилось. Не прошло и недели, как она взяла меня за руку, привела сюда и с этого момента стала постоянным читателем. Она жадно «проглатывала» книги одну за другой, а я помогала ей с выбором. В один прекрасный день дверь нашей квартиры открылась, дочка вошла и с порога восторженно начала рассказывать о том, что в библиотеке висит объявление о вакансии библиотекаря. Она чуть ли не кричала: «Мама ты должна работать в библиотеке! Ведь это так здорово!» Я решила попробовать, потому что работа с детьми всегда приносила мне удовольствие.

Об этой профессии мне, конечно же, было мало известно. Я понимала, что она как и любая другая имеет свои сложности и особенности.

О каждой профессии есть свои мифы. Бухгалтер обязательно скучная дама в очках, шофер - постоянно пахнет бензином, а врачи все как один учились каллиграфическому почерку у курицы. О библиотекаре тоже есть миф. Это престарелая дама в длинной вылинявшей шали, которая вяжет носки внукам или читает книгу, сидя за кафедрой. Она умна, начитанна, но немного не от мира сего, погружена в книжный мир, а реального мира не знает. Слышали такое описание? Если спросить несколько человек, не посещающих библиотеку, о том, как они себе представляют этого специалиста, то большая часть нарисует похожий портрет. И лишь заглянув внутрь и пообщавшись, они поймут, как далеки от истины.

Многие уверены, что выдавать книги и расставлять их по полочкам - вот та функция, ради которой библиотекарь приходит ежедневно на работу. Но это верхушка айсберга, остальное же, как правило, остается за кадром. Например, проведение массовых мероприятий. Эта часть работы мне нравится больше всего. Ведь проведение любого такого мероприятия - это и публичное выступление, и урок, и совершенствование себя в определенной области. А для того чтобы идти к детям, необходимо прочитать несколько источников информации, выбрать самые интересные факты, продумать форму подачи, подготовиться к возможным каверзным вопросам.

Без умения анализировать и перерабатывать большое количество данных, без целеустремленности здесь не обойтись. Проведение массового мероприятия - это работа на результат, и здесь важно найти контакт с аудиторией, быть чутким и отзывчивым, научиться чувствовать настроение слушателей. Без всех этих качеств невозможно сделать мероприятие полезным и занимательным.

Мне кажется, что библиотеки перестали быть просто хранилищем книг, они стали местом коммуникации, социализации и утоления информационного голода. Многие мои знакомые недоумевают, когда слышат о том, где я теперь работаю. У них в голове прочно сидит образ библиотекаря - синего чулка. Но этот образ не сходится с тем, что они знают обо мне. И тогда знакомые начинают задавать множество вопросов: а что туда еще кто-то ходит, а что ты там делаешь, а не скучно ли тебе там, а новые книжки там бывают, а что это за массовые мероприятия. Они вновь и вновь удивляются, когда слышат ответы, и приходят взглянуть на всё своими глазами. Сегодня задача библиотекаря, на мой взгляд, состоит не столько в том, чтобы сохранить и приумножить фонд, сколько в том, чтобы помочь посетителю стать читателем. А библиотеке сделаться местом, куда хочется возвращаться, местом, о котором хочется говорить.

Ложкина Екатерина

Я работаю в библиотеке

Кто же такой - современный библиотекарь? Многие думают, что это человек скучный, отставший от жизни. Но детский специалист должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь читателю разобраться в океане информации. Имидж библиотеки создают люди, которые в ней работают.

Мы проводим множество литературно-музыкальных праздников, игр, концертов, презентаций. Все эти мероприятия носят не просто развлекательный, но и всегда в них присутствует просветительский характер, а также желание удивить информацией, «очаровать» книгой, пробудить фантазию.

Дети говорят, что библиотекарь должен знать все. В противном случае, разве он ответит на вопрос любопытного мальчишки о том, какая книжка о футболе самая интересная, какой самый лучший журнал посоветовать девчушке-моднице или предложит цветоводу-любителю статью-сенсацию.

Всегда наслаждаюсь возможностью дать ответ читателю практически на любой вопрос. И не потому, что я такая всезнающая, а потому, что под рукой у меня огромное количество моих верных друзей - книг. Я работаю не библиотекарем, я работаю волшебницей, открывающей кладовые знаний.

У нас, библиотекарей, особая миссия, особое предназначение! Находясь при книгах, мы являемся их проводниками. Мы отдаем людям то лучшее, что у нас есть и что мы умеем, не думая о признании и выгоде. Это наша судьба, радость и смысл нашей жизни.

Найданова Дарья

Я работаю в библиотеке.

Библиотека. У многих людей, когда слышат они это слово, перед их мысленным взором вырастают в воображении стеллажи книг с пожелтевшими от времени страницами. Но действительно, все ли так статично, неизменно в этом мире кладези человеческой мудрости?

В воспоминаниях моей мамы, 30-35 лет назад, чтобы подготовить материал для реферата или доклада, единственным способом являлось посещение библиотеки, чаще всего особенно ценные мысли можно было найти на полках читального зала.

Но время движется вперед и теперь интернет вместил в себя миллиарды книг. В поисковой строке сейчас стоит набрать только слово и твоему взору предстает море вариантов информации.

Неужели теперь библиотеки отойдут в прошлое? Нет. Вы спросите: почему?

Во-первых, в интернете самая ценная информация платная, а библиотека - это бюджетный вариант открытый миллионам.

Во-вторых, в библиотеке вас ждет живое общение с дружеским отношением. И даже если вы приверженец интернета, тут вам посоветуют сайт, где вы сможете найти интересующую вас книгу.

В-третьих, именно в библиотечном клубе вы сможете найти новых друзей - единомышленников и ваши вечера уже не будут скучными, жизнь заиграет новыми красками.

Поэтому можно уверенно сказать, что библиотеки были, есть и будут!!!

Поминова Ангелина

Кто такие библиотекари?

Кто такие библиотекари? Ответ на этот вопрос произносится со снисходительной улыбкой: «Серые мыши, которые выдают книги». Вариативность этих слов различна, но вот эта улыбка, она непременно будет на губах у отвечающего. Стереотип этот въелся в сознание точно так же, как в умы американцев то, что улицы нашей многострадальной Родины заполонили медведи, и мы, с балалайкой в одной руке и бутылкой водки в другой, идем в магазин за портретом Сталина, хотя, в свете последних событий, скорее всего портретик будет Путина. Но у стереотипа о библиотекарях есть и другая сторона - стереотип о читателе. «Современный человек далек от книги», «дети не читают», «люди становятся безграмотными». Да, «50 оттенков серого» стала самой популярной в мире книгой, и это все, по сути, что нужно знать о современном человечестве, но, с другой стороны, миллионы людей прочитали эту книгу, миллионы людей пришли и спросили в библиотеку: «Есть ли у вас эта книга?» В ХХI веке литературный мир стал настолько большим, что современный читатель в нем захлебнулся и утонул. Может, библиотекари - это спасательный круг читателей? Ведь кто, как не библиотекарь, может привести их к хорошей литературе.

Кто такие библиотекари? Жизнь стала настолько стремительной, выражение «бег времени» уже не может объяснить, насколько быстро проносятся года, наступает эра, когда время летит. И одной жизни становится мало. Поэтому, разве не чудесно то, что человек имеет возможность благодаря книге прожить с героями несколько жизней, побывать иногда в фантастическо-сказочных местах, или же, наоборот, окунуться в мир отчаянной безысходности, чтобы сердце тронулось от сострадания, взгляд прояснился, а душа всколыхнулась навстречу новым мыслям и переживаниям. И кто как не библиотекарь умеет понимать и ценить эту сторону книги, показывать, что жизнь может и должна мериться не вдохом и выдохом, а затаившимся дыханием?

Кто такие библиотекари? Ответ скрыт между книгами, между тысячами историй и миллионами судеб. «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель» говорит Джозеф Конрад. Автор, действительно хороший, оставляет своим читателям множество поводов для размышления после прочтения своей книги, заставляет их разум напряженно искать ответы, которые бы помогли понять природу своих любимых героев, объяснить мотивы их поступков, или же, через постижение героя, прийти к сознанию своего «я» и постижению нет, не смысла человеческого существования, но к осознанию своего места в жизни. Но кто же, как не библиотекарь, поможет им в этом? Кто, как не библиотекарь, поможет им дописать историю своих героев и продолжить свою собственную?

Кто такие библиотекари? Можно бесконечно строить догадки и предположения, а можно попробовать стать им.

Суворова Мария

Я работаю в библиотеке

«Я работаю в библиотеке» - отвечаю всем своим знакомым, которые спрашивают о том, куда я устроилась работать. Так вот могу сказать, что библиотекарь - это человек, который не только выдает книги, а также общается с читателями, располагает их к себе, также ведет ежедневную статистику, учет периодики, проводит массовые мероприятия как у себя в библиотеке, так и на городском уровне, участвует в различных конкурсах и мероприятиях. Также библиотекарь - это начитанный, хорошо разбирающийся во многих областях знаний человек, который может помочь подобрать интересную и нужную литературу. Многие библиотекари, я в том числе, работают по программе. Моя программа «Книга открывает свои сокровища», я хожу в детские сады и знакомлю ребят с авторами детских книг, а в конце занятия ребята выполняют творческое задание. Ни одно занятие не оставляет детей и воспитателей равнодушными, каждый раз ждут новых встреч. Очень приятно, когда ребята берут своих родителей и приводят в библиотеку, чтобы записаться. Тогда я понимаю, что моя работа не напрасна.

Многие говорят, что печатную книгу скоро вытеснят такие вещи, как: электронная книга, планшет, компьютер, интернет. И работа библиотек скоро будет ни кому не нужна. Я считаю, что любовь к книге можно воспитать только с помощью печатной книги. Ни один планшет не сможет сравниться с «живым» чтением. Почувствовать на ощупь книгу, обложку, перелистывание страниц, рассматривание иллюстраций. Мне кажется читать с планшета или с электронной книги - это как чтение на ходу, мало пользы от прочтения. А если маленькому ребенку читать сказку перед сном с планшета, что ребенок может запомнить? Экран? Кнопки? И как бы мама не старалась выразительно прочесть сказку, воспитать любовь к книге вряд ли у нее получиться.

Мое мнение - ни одну печатную книгу не заменят электронные книги. Библиотеки не должны быть забыты администрацией, а наоборот поддерживать интерес к ним. Ведь воспитать читающее поколение - это одна из главных задач библиотек.

Б - бодрый
И - интересный
Б - бесстрашный
Л - лучезарный
И - интеллектуальный
О - общительный
Т - творческий
Е - естественный
К - креативный
А - активный
Р - радушный
Ь

Трифонова Татьяна

Я - библиотекарь

Если бы мне в 2007 году, когда окончила школу, сказали, что несколько лет спустя я буду работать в библиотеке, я бы, наверно, покрутила у виска. Не смотря на то, что все моё детство прошло в библиотеке, о том, чтобы стать библиотекарем я никогда не задумывалась.

Долгое время я не могла ответить на вопрос «Кем быть?». Поэтому, прежде чем стать библиотекарем, успела поработать дизайнером в мебельной компании и даже стать там старшим менеджером, но достаточного удовольствия мне эта работа не приносила. Единственным, что меня удерживало на той работе, была зарплата и прекрасный коллектив, который я помогала создавать. Однажды, мой жених сказал мне, что настала пора увольняться и найти работу по душе, так как видел, что в моих глазах совершенно нет энтузиазма.

Моя мама - Хмылова Алёна Юрьевна - библиотекарь филиала №2. Именно она предложила попробовать найти себя в роли библиотекаря, всегда говорила, что мне должно понравиться здесь работать. А кто как ни мать знает, чего хочет и что может ее ребёнок. Так я и пришла в библиотеку уже не как гость, но уже как сотрудник.

Массовые мероприятия - это самое любимое, что есть в моей работе. Я работаю с дошкольниками и старшеклассниками. Казалось бы, совершенно разные возрастные группы, но между ними можно найти схожести. Например, если в начале занятия правильно и корректно объяснить правила общения между детьми и библиотекарем, рассказать в какой форме будет проходить занятие, то с вероятностью в 99,9% ни старшеклассники, ни дошколята не начнут шуметь, вертеться и игнорировать тебя. Ещё одно сходство - вопросы и той и другой группы могут загнать тебя в тупик. Порой, к мероприятию готовишься по нескольку суток, а потом ждёшь какого-нибудь каверзного вопроса. И самое главное сходство между группами - результат твоей работы абсолютно не предсказуем. Быть может, уйдя за дверь, они забудут, что белые медведи и пингвины живут в разных концах света, или что мальтодекстрин в составе продуктов предполагает содержание ГМО в них же, а может быть, потом кто-то из них станет учёным-биологом или зоологом?

Но, не смотря на все это, ты помнишь каждого из своих читателей. Помнишь, что он любит читать, что хотел бы прочитать, чем интересуется.

Сейчас я учусь на 4 курсе заочного отделения Уральского Федерального Университета, я будущий специалист по работе с молодежью. И сейчас я не могу сказать, кем я вижу себя через 5 лет, где буду трудиться, но знаю наверняка - без своих учеников и читателей мне придется туго.

Мне нравится моя работа, я получаю искреннее удовольствие, представляясь новым знакомым «Екатерина, библиотекарь!» и с уверенностью могу сказать - на работе я счастлива.

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

Задайте вопрос любому прохожему "В чем заключается работа библиотекаря?", и Вы скорее всего услышите "В выдаче книг". В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только "внешний" аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто "хранитель книг", а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

Кто такой библиотекарь?


Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

Название профессии образовалось от слова библиотека , которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых "книг" в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?


Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки , в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

  • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
  • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
  • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

Преимущества профессии библиотекаря

Основным преимуществом профессии библиотекаря является возможность общения со множеством интересных людей, а также неограниченный доступ к практически всем источникам информации, что позволяет сотрудникам библиотек развиваться не только с точки зрения профессионализма, но и на личностном плане.

Стоит также упомянуть и том, что несмотря на то, что эта профессия не пользуется большой популярностью у абитуриентов, она, как и прежде, является одной из самых уважаемых в обществе.

К преимуществам этой профессии можно отнести высокую эрудированность сотрудников библиотек и их умение работать с большим массивом информации, что позволяет им быть востребованными как в своей специализации, так и в иных сферах деятельности.

Недостатки профессии библиотекаря


Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд "разбросан" по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.